Жанры Всероссийского конкурса сочинений 2020 года

 

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2020 года определены

следующие жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная

экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия.

 

Жанр сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно. Учитель,

осуществляющий педагогическое сопровождение участника Конкурса, может оказать ему

консультативную помощь в определении жанра. При оказании помощи в выборе жанра

сочинения и определении жанровой принадлежности конкурсной работы учителю,

осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется

учитывать:

 

– Возраст участника. Анализ конкурсных работ прошлых лет показывает, что

обучающиеся 4-5 классов, например, крайне редко могут претендовать на успех в таком

жанре как эссе;

 

– Содержание работы. Зачастую работы, жанр которых обозначен как «эссе»,

имеют ярко выраженное сюжетное или информационное содержание и являются скорее

рассказами или очерками; «сказки» лишены установки на фантастический вымысел или в

жанре сказки пересказывается биография писателя, исторического лица, что не всегда

делается корректно, с соблюдением достоверных фактов; «письмо» только формально

обращено к некоему адресату, а его основное содержание никак не поддерживает это

обращение;

 

– Стилистические и художественные особенности работы. Так, например, жанр

«слово» требует использования риторических приемов, характерных для ораторской речи;

«эссе» предполагает свободную композицию, выражение субъективного взгляда автора на

значимую для него проблему, обращение автора к ассоциативному ряду.

 

Ошибки в определении жанровой принадлежности ведут к значительному

понижению общей оценки конкурсной работы.

 

Напомним главные признаки этих жанров:

 

 рассказ – небольшое повествовательное литературное произведение,

содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии

из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще

всего, имеет одну сюжетную линию;

 

 сказка – эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового

характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные,

социальные проблемы;

 

 письмо – эпистолярный жанр литературы, художественное или

публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение

автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к

широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или

явлению действительности;

 

 дневник – форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или

вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях,

представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника:

разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о

событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется

личными интересами автора;

 

 заочная экскурсия – 1. Разновидность текста-описания, объектом которого

является какая-либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного

какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют

элементы описания, повествования и рассуждения;

 

 очерк – в художественной литературе одна из разновидностей рассказа,

отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные

проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует

реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого

их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное

изучение автором своего объекта. Основной признак очерка – писание с натуры;

 

 репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу

людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В

композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание

места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события,

диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно

отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка

события, которому посвящен репортаж);

 

 интервью – жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и

интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями

мнениями), представляющей интерес для публики;

 

 слово – литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или

послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера,

«учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово

похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном

варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением;

 

 эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной

трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или

предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений,

раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора;

 

 рецензия – критическая статья или заметка, в которой содержится критический

разбор произведения – художественного, научного, публицистического характера и т. п., –

дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая

несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется

обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры,

спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к

исследуемому произведению.

 

 

 Критерии оценки конкурсных работ

 

Основанием для разработки критериев и показателей оценки конкурсных работ на

всех этапах проведения Всероссийского конкурса сочинений 2020 года являются:

определенные Положением о ВКС цели и задачи Конкурса, тематические направления и

жанры, а также результаты анкетирования специалистов, задействованных в организации

и проведении ВКС (ответственных операторов регионального этапа ВКС в субъектах

Российской Федерации и членов жюри федерального этапа ВКС 2019 года).

 

Положением о ВКС–2020 года определены следующие критерии оценки работ на

всех этапах проведения Конкурса:

 

1) Формулировка темы конкурсного сочинения: уместность, самостоятельность,

оригинальность.

 

2) Содержание сочинения: соответствие сочинения выбранному тематическому

направлению; соответствие содержания выбранной теме; полнота раскрытия темы

сочинения; оригинальность авторского замысла; корректное использование

литературного, исторического, биографического, научного и других материалов;

воплощенность идейного замысла.

 

3) Жанровое и языковое своеобразие сочинения: соответствие сочинения

выбранному жанру; цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения;

богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций; точность, ясность и

выразительность речи; целесообразность использования языковых средств; стилевое

единство.

 

4) Грамотность сочинения: соблюдение орфографических норм русского языка;

соблюдение пунктуационных норм русского языка; соблюдение языковых норм (правил

употребления слов, грамматических форм и стилистических ресурсов).

 

На федеральном этапе Конкурса добавляется критерий «Общее читательское

восприятие текста сочинения» – дополнительный вариативный балл (по усмотрению

члена жюри).

 

Представленные критерии и показатели оценки являются едиными для всех

возрастных групп участников Конкурса.

 

Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в таблице.

Максимальный балл по каждому показателю – 3. Итоговая сумма баллов, выставленных

одним членом жюри за одну конкурсную работу, на региональном этапе Конкурса не

может превышать 54 баллов. Итоговая сумма баллов, выставленных одним экспертом за

одну конкурсную работу, на федеральном этапе Конкурса не может превышать 60 баллов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: