• Доверительное общение взрослого с ребенком, разговор по душам в вечернее время.
• Пояснение понятия конкретным примером.
• Чтение художественной литературы и рассказ с последующим обсуждением.
• Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.
• Беседы на этические темы.
• Игры-инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек с последующими разбором, беседой; сюжеты сценок взрослый черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.
• Разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол или кукольного театра.
• Прямые вопросы, побуждающие к выбору: «Что бы сделал, как поступил, если бы...».
• Решение проблемных этических ситуаций.
• Дидактические игры («Парные картинки» и т. п.).
• Обращение к личному опыту детей и взрослых (рассказ из личного опыта).
• Наблюдения младших детей за поведением детей старшего возраста (во время которых воспитатель разъясняет, в чем проявляются отзывчивость, щедрость, внимание друг к другу).
• Наблюдение за общением детей в процессе деятельности.
|
|
• Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, на которых изображены различные ситуации; просмотр диафильмов, видеофильмов, телепередач, прослушивание радиопередач и т. д.
Приложение 4. Правила поведения дошкольника
Культурно-гигиенические навыки
• Вставай утром всегда в одно и то же время.
• Обязательно делай зарядку.
• Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся.
• Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными.
• За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.
• Правильно пользуйся столовыми приборами.
• Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывай пищу.
• Не кроши хлеб, отламывай по кусочку.
• Косточки от фруктов из компота осторожно складывай на блюдце с помощью чайной ложки.
• Закончив еду, клади ложку и вилку в тарелку, а не на скатерть.
• Пользуйся салфеткой во время еды.
• Не бегай с бутербродом, кусками съестного — поешь за столом.
• Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней.
• Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживайся за перила.
• Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой рот и нос платком.
• После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай и чисти щеткой пальто.
• Сам чисти свою обувь; аккуратно вешай или складывай одежду.
• Вечером, прежде чем лечь спать, приведи в порядок свою одежду и обувь.
• Ложись спать всегда в одно и то же время, спи в хорошо проветренной комнате.
Правила культуры общения
|
|
• Пользуйся словами вежливого обращения: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «будьте добры», «извините», «спасибо», «благодарю», «разрешите войти» и др.
• Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
• Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
• На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания; не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
• Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
• Умей выслушать товарища, не перебивая.
• С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
• Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
• Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
• Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и т. п.).
• Мальчики должны пропускать вперед девочек в транспорт, в помещение.
• Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
• Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
• Умей признавать, что был не прав.
• Старайся уступить товарищу е споре, игре, помочь ему договориться.
Правила культуры деятельности
• Не сиди без дела.
• Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
• Доводи начатое дело до конца; выполняй работу только хорошо.
• Делай все, что умеешь сам, не требуя помощи взрослых.
• Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.
• Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.
• Люби природу, заботься о животных.
• Книгу читай за столом, не загибай углы страниц, бери книгу чистыми руками.
• Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.
• Будь настойчив в достижении цели. Общие правила нравственности
• Радуйся успеху товарища.
• Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем проступке; не перекладывай вину на других.
• Говори всегда только правду.
• Дорожи доверием взрослых и товарищей.
• Не хвастайся даже самым красивым поступком — хорошее дело само за себя говорит.
• Дал слово — держи его, дал обещание — выполни.
• Настоящий друг познается не только в радости, но и в беде — он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка.
• Никого не обижай — ни словом, ни поступком; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя.
• Живи и поступай так, чтобы окружающим — взрослым и детям — было с тобой приятно и радостно.
Приложение 5. Игра «Ура и Фу»
Игра проводится раз в неделю по 5—7 минут. Следует задавать каждый раз не более восьми — десяти вопросов. Игру можно проводить в любое удобное время. Взрослый предлагает поиграть в игру: «Я буду называть действия детей. Если они поступают хорошо, ты говори «ура», если плохо — «фу».
Прогулка
• Ломает лопатку.
• Катает друга на санках.
• Кормит птичек.
• Ломает чужую постройку.
• Помогает почистить снег на участке.
Отношение к другим
• Делится игрушками.
• Кусается.
• Играет с ребятами дружно.
• Дерется.
• Щиплет за руку малыша.
• Бьет малыша рукой по лицу.
• Царапает малышу лицо.
• Пачкает друга краской.
• Толкает друга в снег.
• Заступается за девочек.
• Помогает новенькому собирать конструктор.
• Помогает малышу застегнуть пуговицу.
• Помогает воспитателю отмыть краску.
• Помогает малышу отряхнуть снег.
• Помогает товарищу подняться, когда тот упал.
• Помогает товарищу вытереть грязь.
• Помогает товарищу восстановить постройку.
• Помогает подклеить книгу.
• Помогает достать упавший за забор мяч.
• Ставит подножку товарищу.
• Качает товарища на качелях.
• Отказывается играть в игру, в которую не приняли друга.
|
|
• Приносит свои игрушки и всем дает поиграть.
• Обсыпает песком малыша.
• Толкает товарища с велосипеда.
• Ломает игрушки.
• Рвет чужую книгу.
• Прячет чужую игрушку.
• Забрасывает чужую шапку в крапиву.
• Отнимает у малыша игрушку.
• Прогоняет малыша с качелей.
• Расталкивает других, чтобы пройти первым к дверям.
• Не дает другим свои игрушки.
Отношение к животным
• Кидает камнем в кошку.
• Пинает ногой собаку.
• Кормит голодного котенка.
• Кормит рыбок.
• Чистит клетку попугаю.
• Наливает птицам воды.
• Разоряет муравейник.
• Вытаскивает рыбок из аквариума.
• Выдергивает перо у попугая.
Отношение к природе
• Срывает цветы.
• Поливает цветы.
• Ломает ветки.
Отношение к вещам
• Убирает игрушки.
• Рвет книги.
• Ломает машинки.
• Подклеивает книгу.
• Чинит вместе с папой машинку.
• Отрывает у кукол ноги.
• Пачкает книги.
Автор: Чиркова Светлана Владимировна