Приложение 3. Методы и приемы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок

• Доверительное общение взрослого с ребенком, разговор по душам в вечернее время.

• Пояснение понятия конкретным примером.

• Чтение художественной литературы и рассказ с последующим обсуждением.

• Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.

• Беседы на этические темы.

• Игры-инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек с последующими разбором, беседой; сюжеты сценок взрослый черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

• Разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол или кукольного театра.

• Прямые вопросы, побуждающие к выбору: «Что бы сделал, как поступил, если бы...».

• Решение проблемных этических ситуаций.

• Дидактические игры («Парные картинки» и т. п.).

• Обращение к личному опыту детей и взрослых (рассказ из личного опыта).

• Наблюдения младших детей за поведением детей старшего возраста (во время которых воспитатель разъясняет, в чем проявляются отзывчивость, щедрость, внимание друг к другу).

• Наблюдение за общением детей в процессе деятельности.

• Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, на которых изображены различные ситуации; просмотр диафильмов, видеофильмов, телепередач, прослушивание радиопередач и т. д.

Приложение 4. Правила поведения дошкольника

Культурно-гигиенические навыки

• Вставай утром всегда в одно и то же время.

• Обязательно делай зарядку.

• Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся.

• Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными.

• За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.

• Правильно пользуйся столовыми приборами.

• Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывай пищу.

• Не кроши хлеб, отламывай по кусочку.

• Косточки от фруктов из компота осторожно складывай на блюдце с помощью чайной ложки.

• Закончив еду, клади ложку и вилку в тарелку, а не на скатерть.

• Пользуйся салфеткой во время еды.

• Не бегай с бутербродом, кусками съестного — поешь за столом.

• Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней.

• Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживайся за перила.

• Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикрой рот и нос платком.

• После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай и чисти щеткой пальто.

• Сам чисти свою обувь; аккуратно вешай или складывай одежду.

• Вечером, прежде чем лечь спать, приведи в порядок свою одежду и обувь.

• Ложись спать всегда в одно и то же время, спи в хорошо проветренной комнате.

Правила культуры общения

• Пользуйся словами вежливого обращения: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «будьте добры», «извините», «спасибо», «благодарю», «разрешите войти» и др.

• Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.

• Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

• На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания; не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.

• Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.

• Умей выслушать товарища, не перебивая.

• С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.

• Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

• Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.

• Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и т. п.).

• Мальчики должны пропускать вперед девочек в транспорт, в помещение.

• Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.

• Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.

• Умей признавать, что был не прав.

• Старайся уступить товарищу е споре, игре, помочь ему договориться.

Правила культуры деятельности

• Не сиди без дела.

• Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

• Доводи начатое дело до конца; выполняй работу только хорошо.

• Делай все, что умеешь сам, не требуя помощи взрослых.

• Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.

• Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.

• Люби природу, заботься о животных.

• Книгу читай за столом, не загибай углы страниц, бери книгу чистыми руками.

• Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.

• Будь настойчив в достижении цели. Общие правила нравственности

• Радуйся успеху товарища.

• Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем проступке; не перекладывай вину на других.

• Говори всегда только правду.

• Дорожи доверием взрослых и товарищей.

• Не хвастайся даже самым красивым поступком — хорошее дело само за себя говорит.

• Дал слово — держи его, дал обещание — выполни.

• Настоящий друг познается не только в радости, но и в беде — он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка.

• Никого не обижай — ни словом, ни поступком; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя.

• Живи и поступай так, чтобы окружающим — взрослым и детям — было с тобой приятно и радостно.

Приложение 5. Игра «Ура и Фу»

Игра проводится раз в неделю по 5—7 минут. Следует задавать каждый раз не более восьми — десяти вопросов. Игру можно проводить в любое удобное время. Взрослый предлагает поиграть в игру: «Я буду называть действия детей. Если они поступают хорошо, ты говори «ура», если плохо — «фу».

Прогулка

• Ломает лопатку.

• Катает друга на санках.

• Кормит птичек.

• Ломает чужую постройку.

• Помогает почистить снег на участке.

Отношение к другим

• Делится игрушками.

• Кусается.

• Играет с ребятами дружно.

• Дерется.

• Щиплет за руку малыша.

• Бьет малыша рукой по лицу.

• Царапает малышу лицо.

• Пачкает друга краской.

• Толкает друга в снег.

• Заступается за девочек.

• Помогает новенькому собирать конструктор.

• Помогает малышу застегнуть пуговицу.

• Помогает воспитателю отмыть краску.

• Помогает малышу отряхнуть снег.

• Помогает товарищу подняться, когда тот упал.

• Помогает товарищу вытереть грязь.

• Помогает товарищу восстановить постройку.

• Помогает подклеить книгу.

• Помогает достать упавший за забор мяч.

• Ставит подножку товарищу.

• Качает товарища на качелях.

• Отказывается играть в игру, в которую не приняли друга.

• Приносит свои игрушки и всем дает поиграть.

• Обсыпает песком малыша.

• Толкает товарища с велосипеда.

• Ломает игрушки.

• Рвет чужую книгу.

• Прячет чужую игрушку.

• Забрасывает чужую шапку в крапиву.

• Отнимает у малыша игрушку.

• Прогоняет малыша с качелей.

• Расталкивает других, чтобы пройти первым к дверям.

• Не дает другим свои игрушки.

Отношение к животным

• Кидает камнем в кошку.

• Пинает ногой собаку.

• Кормит голодного котенка.

• Кормит рыбок.

• Чистит клетку попугаю.

• Наливает птицам воды.

• Разоряет муравейник.

• Вытаскивает рыбок из аквариума.

• Выдергивает перо у попугая.

Отношение к природе

• Срывает цветы.

• Поливает цветы.

• Ломает ветки.

Отношение к вещам

• Убирает игрушки.

• Рвет книги.

• Ломает машинки.

• Подклеивает книгу.

• Чинит вместе с папой машинку.

• Отрывает у кукол ноги.

• Пачкает книги.

Автор: Чиркова Светлана Владимировна

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: