Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий – вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности. В силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти и т. п. И как здесь не вспомнить слова П.Ф. Лесгафта о том, что лицемерие, зависть, тщеславие ребенка – это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей или других взрослых.
Понимание причин возможного поведения, понимание проблем ребенка. Готовность поддержать его на трудном пути взросления. Ведь именно с примером взаимоотношений в семье, ребенок строит взаимоотношения с другими. Как научить ребенка совершать добрые поступки, как его воспитать? Интересуются родители. Воспитайте сначала себя, а ребенок будет видеть и учиться на поступках родителей, а не на словах. Учитывайте особенности своего ребенка, услышьте его, уделите ему необходимое время, окажите поддержку и это внесет наибольший вклад в развитие личности, также в воспитании законопослушного гражданина.
|
|
В заключение обратимся к притче, которая дает рецепт дружной семьи:
Дружная семья
В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья- 100 человек.
Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю.
Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и тоже слово-«понимание»
Несколько правил для родителей, чтобы наладить эффективное общение.
Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли.
Слушать подростка следует спокойно, не отвлекаясь, демонстрируя полное внимание.
Во время разговора можете признавать свои чувства словами «да»» хм», «понятно».
Вы можете назвать чувство: Ты разочарован! Я тебя понимаю.
Покажите, что понимаете желание подростка. Дайте ему желаемое в фантазии: Я бы хотел, чтобы твоя проблема разрешилась. Давай подумаем, что можно сделать.
Поддержите подростка, но не решайте его проблемы за него, дайте понять, что он может справиться, а Вы поддержите его.
Слушать подростка необходимо глядя прямо ему в глаза и нем возвышаясь над ним, жесты должны быть открыты, лицо –доброжелательным.
|
|
Разделить чувства подростка, значит продемонстрировать уважение к нему, показать, что он имеет право на эти чувства.
Правила, ограничения, требования, запреты должны быть в жизни каждого подростка. Но они не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями подростка.
Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
И в заключении хочется сказать, все люди проходят через этот сложный, но в тоже время интересный период взросления. Но, чтобы для Вашей семьи это прошло безболезненно услышьте друг друга, любите друг друга, примите друг друга, дайте себе и другим право на ошибку, но и понимание поддержки в семье.
Ведь семья — это тыл, тихая гавань, то место силы, в которое хочется возвращаться после напряженной учебы и работы. Где хочется черпать ресурсы для дальнейших побед.