Наша речь
Обучающийся научится:
- Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.
- Анализироватьречь людей (при анализе текстов).
- Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.
- Различать устную, письменную речь и речь про себя.
- Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».
- Отличать диалогическую речь от монологической.
- Использовать в речи диалог и монолог.
- Участвовать в учебном диалоге.
- Соблюдать в речи правила речевого этикета,оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.
Текст
- Отличать текст от других записей по его признакам.
- Осмысленно читатьтекст.
- Определять тему и главную мысль текста.
- Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.
- Составлять текст по заданной теме.
- Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
- Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.
- Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.
- Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Предложение
- Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
- Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.
- Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
- Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
- Составлять предложения из слов.
- Составлять(устно и письменно) ответы на вопросы.
- Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.
- Писать слова в предложении раздельно.
Слова
- Определять значение слова по толковому словарю.
- Объяснять лексическое значение слова.
- Находить в тексте незнакомые слова.
- Классифицировать слова по тематическим группам.
- Работать с толковым и орфографическим словарями.
- Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
- Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.
- Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.
- Подбирать к слову синонимы, антонимы.
- Работать со страничкой для любознательных.
- Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.
- Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.
- Находить нужную информацию о слове в этих словарях.
- Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
- Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.
- Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями.
- Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
- Работать с памяткой «Как найти корень слова».
- Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.
- Работать со словарём однокоренных слов учебника.
- Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
- Делить слова на слоги.
- Определять количество в слове слогов.
- Классифицировать слова по количеству в них слогов.
- Определять ударение в слове
Звуки и буквы
- Звуки и буквы
- Русский алфавит, или Азбука
- Гласные звуки
- Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
- Согласные звуки
- Согласный звук [й,] и буква «и краткое»
- Слова с удвоенными согласными
- Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
- Мягкий знак
- Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
- Звонкие и глухие согласные звуки
- Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным
- Обобщение знаний об изученных правилах письма
- Разделительный мягкий знак
Части речи
- Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
- Обосновывать отнесение слова к имени существительному.
- Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.
- Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.
- Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.
- Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
- Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных
- Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.
- Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.
- Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что? подбирать примеры таких существительных.
- Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.
- Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
- Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.
- Писать с заглавной буквы имена собственные.
- Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).
- Определять число имён существительных (единственное и множественное).
- Изменять имена существительные по числам (книга — книги).
- Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни).
- Работать с орфоэпическим словарём. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко)
- Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
- Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.
- Классифицировать глаголы по вопросам.
- Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.
- Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.
- Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.
- Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи.
- Раздельно писать частицу НЕ с глаголом.
- Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
- Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.
- Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
- Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.
- Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.
- Приводить примеры имён прилагательных.
- Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.
- Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.
- Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.
- Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
- Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме.
- Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.
- Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.
- Различать местоимения и имена существительные. Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь).
- Узнавать предлоги в устной и письменной речи.
- Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).
- Раздельно писать предлоги со словами. Правописание предлогов с именами существительными. Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. Ознакомление с наиболее употребительнымипредлогами. Функция предлогов.