Архитектура домонгольской Руси

Влияние крещения на культуру славян

По летописной легенде «о выборе вер» Владимир I принимал проповедников и отправлял послов в разные земли, он знакомился с мусульманство Волжской Булгарии и иудаизмом хазар, католицизмом немцев и византийским православием. Последняя религия получила преимущества за «красоту», которую увидели послы в Софийском соборе. Официальной датой крещения Руси считается 988 год.

Вопрос: Какая политическая обстановка соответствовала моменту крещения?

Однако, очевидно, что христианизация это процесс долговременный, продолжавшийся веками и начавшийся значительно раньше реформы Владимира I. Примечателен рассказ Никоновской летописи о том, что впервые в качестве государственной религии христианство было принято в 860 году первыми русскими князьями Аскольдом и Диром.

    Крещение Руси при Владимире I способствовало укреплению связей Руси со странами Западной Европы и Византией. На Руси была принята новая система письменности. Из Болгарии пришел алфавит, византийские мастера построили первые каменные здания, в живописи был заимствован канон из той же Византии.

    Вероятно, письменные способы передачи информации у восточных славян существовали еще до принятия христианства. Об этом сообщают арабские и немецкие источники Х века. Упоминается о надписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне в языческом храме, о «русских письменах», полученных одним из кавказских царей. При раскопках кургана у села Гнездово (около Смоленска) найден глиняный сосуд с надписью, датируемой серединой Х века.

Черноризец Храбр в сказании «О письменах» (рубеж IX-X веков) отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали «черты и резы» - рисунчатое письмо, при помощи которых «чтаху и гдаху» (читали и гадали).

Во второй половине IX века болгарские братья-миссионеры Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит и его упрощенный вариант – кириллицу. За основу своего алфавита Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнили его характерными для славянских языков шипящими (ж,ш,щ,ч). Считается, что они могли при этом использовать древнерусские письмена. Таким образом славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, каждая имела свое название – А –«аз», Б – «буки», В – «веди», Г – «глаголь». Буквы означали не только звуки, но и цифры, А – «1», Б – «2», Р – «1000».

В XI веке письменность была распространена не только в среде духовенства или знати, об это говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в основном при раскопках Новгороде (более 700 штук, относящихся к XI-XV векам, найдены на территории Новгорода, Пскова, Смоленска, Рязани). Береста была удобна как материал для письма, ее вываривали и на внутренней стороне коры выдавливали буквы особой костяной или металлической палочкой – писалом. Древнейшие книги писали на пергамене – особо обработанной телячьей коже. На одну книгу в зависимости от формата и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных. Для сохранения такие дорогие книги помещали в переплет (оклад) из кожи и дерева. Писали книги гусиным пером. Чернила изготавливались из ржавчины, вишневого клея, меда, кваса,… Из XI-XII веков до нас дошло около 130 книг. Первой известной нам рукописной книгой считается Евангелие, написанное в Киеве в 1056-1057 годах для новгородского посадника Остромира, и, называемое Остромировым (находится в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге). Основными украшениями служат заглавные буквы – инициалы, их в книге около 800, украшены растительным узором. Каждый из четырех разделов книги открывает миниатюра, расположенная на отдельном листе и изображающая евангелиста. 

С конца Х века на Руси ведется летопись. Древнейший сохранившийся летописный свод составлен в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором – Повесть временных лет (ПВЛ).

Летопись – изложение событий по годам.

ПВЛ наряду с погодными сведениями о важнейших политических событиях, содержит много поэтических легенд и преданий - о призвании варягов, о походах Олега на Царьград, на хазар, о мести Ольги за Игоря.

Древнейшее литературное произведение «Слово о законе и благодати» написано Илларионом между 1037 и 1050 годами и посвящено распространению слова Божьего среди людей (история распространения христианства). Одним из древнейших летописных жанров является житие – рассказ о жизни людей, достигших святости. В житиях представлены образцы праведной жизни. До нас дошли три житийных памятника, посвященных первым русским святым Борису и Глебу.

Вопрос: Что вы знаете об истории Бориса и Глеба?

1. Летописная повесть под 1015 г.

2. «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (Нестора Летописца, к.XI века).

3. «Сказание, страсть и похвала святых мучеников Бориса и Глеба» (автор неизвестен).

Историко-политический жанр Древней Руси представлен поучениями. «Поучение» Владимира Мономаха. Хождения рассказывают о путешествиях. Хождение игумена Даниила XII века рассказывает о паломничестве в Палестину. Жанр «слова» посвящается походам, сражениям, в нем повествуется о событиях, даются их оценки с морально-нравственной стороны. К концу XII века относят «Слово о полку Игореве».

Архитектура домонгольской Руси

    Традиционное зодчество восточных славян было деревянным. Деревянными были первые кремли славянских городов, а потому они не сохранились. Важнейшую роль играет распространение христианства. В распространении на Руси каменной монументальной архитектуры играют византийские мастера. В 996 году был построен первый каменный храм – Десятинная церковь, посвященная Успению Богоматери. Название десятинная появилось от того, что 1/10 часть доходов князь Владимир пожертвовал на ее содержание. Позже его там и похоронили. Сама церковь простояла до монгол, ее разрушили при осаде укрывшихся за прочными каменными стенами киевлян. «Византийские мастера приносят на Русь вполне сложившуюся систему крестово-купольного храма. Его основа – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем примыкающие к подкупольному пространству ячейки образуют архитектурный крест» (Любимов Л. Искусство Древней Руси. М, 1974, с.104).

«В плане этот храм образует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части, называемые нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе, именуемом апсидой, находится алтарь. Столпы, делящие пространство храма на нефы, создают в его плане крест, который определяет тип церкви так же, как и купол, расположенный на средокрестии» (История русского искусства. Под ред. Плотникова В.И., М., 1980, с.9-10).

    Основами конструкции храма являются стена, арка, купол, свод. Арка представляет собой несущую конструкцию из двух основ и дуги сверху, которая обеспечивает ее прочность, свод образуется из нескольких друг за другом стоящих арок. Купол образуется если ту же арку повернуть вокруг оси.

На юге строили в основном из плинфы, на севере – из камня, количество куполов храма определялось его размерами и символикой –

1 – единство Бога,

2 – проявление божественного и человеческого начал в Христе,

3 – ипостаси Бога (отец, сын, Святой Дух),

5 – Христос и 4 евангелиста,

13 – Христос и 12 апостолов.

В XI веке были построены самые большие соборы Древней Руси – Софийский в Киеве и Новгороде. Имя София означает – Божья мудрость. Так же назывался главный храм Константинополя.

    В период раздробленности XII – начала XIII веков каменные памятники становятся проще и строже (в какой-то степени потому, что у заказчиков нет дополнительных государственных средств на строительство). Отмирают башни, служившие парадным ходом на хоры, открытые галереи. Примером такой архитектуры является Юрьев монастырь (1119 года). В 20-30-х годах XII века возводится церковь Иоанна на Опоках и церковь Успения на Торгу в Новгороде.

    В Северо-Восточной Руси развивается зодчество из белого камня. Успенский собор во Владимире был построен в 1158-1161 годах, Дмитриевский собор во Владимире относят к 1194-1197, Церковь Покрова на Нерли - 1165. Характерно использование как строительного материала белого камня и резьбы, создание скульптурных рельефов. Во всем древнерусском искусстве монументальная пластика получила развитие только во Владимиро-Суздальском княжестве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: