Сциентизм и антисциентизм

Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения науки как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia— «знание, наука»), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения, мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно с Сциентизмом возникла его антитеза — антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки.

К сторонникам Сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей.

 62. Основные проблемы философии истории: ее смысл, вектор, движущие силы, роль личности в истории. Прогресс и регресс. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества и истории: сравнительный анализ.

Понятие философии истории введено Вольтером в ХVIII в. Появление этой предметной области в философии связано со формированием исторического сознания и становлением научной историографии в европейской культуре. Философия истории – фундаментальный раздел философии, в рамках которого разрабатываются теории исторического процесса и методология исторического познания.

Основные проблемы философии истории:

– сущности и границ исторической реальности – это проблема соотношения социально-исторического, этнического и природного факторов в историческом процессе;

– социогенеза – это проблема зарождения и развития человеческого общества, которая представлена рядом концепций: креационистской, трудовой, игровой, психоаналитической;

– направленности и законов истории – это проблема смысла, цели и логики исторического процесса, соотношения необходимости и случайности, континуальности и дискретности, революционных и эволюционных фаз в нем;

– общего и особенного в историческом процессе – это проблема поиска общих оснований истории человечества, а также уникальных, неповторимых черт в истории отдельных народов, культур, цивилизаций.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: это могут быть социальные общности, организации, отдельные индивиды, выдающиеся личности. В их взаимодействии и противоборстве пробивается общая линия развития.

Субъектами же исторического развития можно назвать только тех его участников, которые поднялись до осознания своего места в обществе, руководствуются общественно значимыми целями и участвуют в борьбе за их осуществление.

Историческое творчество народа осуществляется через деятельность конкретных людей. Вклад некоторых личностей в развитие общества настолько велик и ярок, что это позволяет называть их великими личностями. Такая личность аккумулирует социальную энергию, улавливает и воплощает социальный заказ общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: