1) Выступление участника (участников) от каждой группы с презентацией основного тезиса (5-7 минут).
2) Поочередно представители групп, выбираемые преподавателем, предъявляют группе оппонентов контраргументы в виде вопросов или комментариев (не более 3 минут на каждый контраргумент). На каждый из контраргументов выбираемый преподавателем представитель группы, которой был адресован вопрос/возражение, должен представить ответ (не более 5 минут). Для подготовки ответа преподаватель может выделить время на краткое совещание (1-2 минуты).
3) После совещания представитель каждой группы произносит заключительную речь о том, какая позиция, с точки зрения группы, оказалась наиболее убедительной по разбираемому вопросу (не более 5 минут).
Примерный перечень тем дебатов:
Философия и софистика
Рационализм и эмпиризм
Трансцендентализм и диалектика
Государство и общество
Проблема справедливости
Статус современной науки
Итоговая тема дебатов выбирается в зависимости от интересов и уровня подготовки студентов.
|
|
Требования к выступлениям на дебатах
Требования | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
1. Точность изложения материала | 0 | 4 |
2. Полнота раскрытия проблемы | 0 | 4 |
3. Логичность и связность изложения | 0 | 3 |
4. Степень включенности в полемику | 0 | 2 |
5. Культура коммуникации | 0 | 2 |
Итого: | 0 | 15 |
Работа студентов, не имевших возможности выступить в процессе дебатов, оценивается по среднему баллу группы: в данном типе аттестации играет роль не только индивидуальная, но и коллективная подготовка, умение как самостоятельно проработать и понять текст, так и умение объяснить свое прочтение группе. За счет того, что на втором этапе проведения дебатов преподаватель самостоятельно и в произвольном порядке назначает отвечающих, к проведению данной аттестационной процедуры должны быть равно подготовлены все участники дебатов. Соответственно, в результате оценивается качество подготовки к заданию группы в целом.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Формат работы определяется преподавателем практики исходя из уровня подготовки группы и степени вовлеченности в дискуссии на практических занятиях.
ВАРИАНТ 1. Дебаты по проблеме
Дебаты проводятся на 7-м по счету семинаре.
Участники семинара, разбившись на группы, представляют противоположные позиции по одной проблеме.
Порядок подготовки сообщений по теме
1) Не менее чем за 2 недели до предполагаемой даты дебатов преподаватель предлагает тему дебатов, а также литературу по данной проблематике.
2) Не менее чем за 1 неделю до предполагаемой даты дебатов участники должны ознакомиться с текстами и разбиться на группы в соответствии с выбранной позицией. В случае если количество участников в группах будет слишком несимметричным (разница в 30% и более от числа участников в более многочисленной группе), преподаватель должен перераспределить группы, уравняв разницу в количестве участников (разница количества участников в группах не более 30%). Поскольку одной из целей занятия является выработка навыка выстраивать аргументацию и участвовать в дискуссии, отсутствие изначальной солидарности с отстаиваемой позицией не является критичным для участия в дебатах.
|
|
3) В течение недели распределенные на группы студенты осуществляют подготовку к дебатам:
- внимательно прочитывают и разбирают аргументацию представленных для дебатов текстов;
- разрабатывают контраргументацию для тезиса, отстаиваемого другой группой (не менее трех вопросов/контраргументов);
- разрабатывают план ответа на возможные возражения к отстаиваемому тезису;
Приветствуется привлечение дополнительных источников для прояснения и поддержки тезиса, а также использование литературы, обсуждаемой на занятиях ранее.
В подготовке необходимо участие всех студентов, поскольку в ходе дебатов преподаватель может вызвать для ответа на вопросы и возражения любого представителя группы.
4) Каждая группа выбирает участника (участников), который должен подготовить краткое сообщение (5-7 минут) для презентации главного тезиса.
Порядок проведения обсуждения
1) Выступление участника (участников) от каждой группы с презентацией основного тезиса (5-7 минут).
2) Поочередно представители групп, выбираемые преподавателем, предъявляют группе оппонентов контраргументы в виде вопросов или комментариев (не более 3 минут на каждый контраргумент). На каждый из контраргументов выбираемый преподавателем представитель группы, которой был адресован вопрос/возражение, должен представить ответ (не более 5 минут). Для подготовки ответа преподаватель может выделить время на краткое совещание (1-2 минуты).
3) Преподаватель может задать группам от 1 до 3 вопросов. Время на совещание перед ответом 1-2 минуты, время на ответ не более 3 минут.
Примерный перечень тем дебатов:
Народ и множество
Проблема Другого: экзистенциализм и психоанализ
Герменевтика и деконструкция
Онтология и логический анализ языка
Сознание и мозг
Медиа как внешние расширения человека vs. Медиа внутри нас
Человеческая и постчеловеческая телесность
Автономия мышления / Мышление тела
Итоговая тема дебатов выбирается в зависимости от интересов и уровня подготовки студентов.