ТЕМА № 2. Возникновение и развитие государства и права в странах античного мира

Методические указания и планы

Семинарских занятий по истории государства и права зарубежных стран

 

для студентов дневного отделения

 

Подготовлены доцентом,

к.и.н., к.ю.н. Тушкановым И.В.

 

ВОЛГОГРАД - 2020

 

I. Общие методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине

"История государства и права зарубежных стран".

История государства и права зарубежных стран имеет своим предметом изучение в хронологической последовательности процесса возникновения и развития государства и права народов мира.

Дисциплина "История государства и права зарубежных стран" – необходимый и очень важный предмет в системе высшего юридического образования. Его изучение нужно для понимания закономерностей развития государства и права, воспитания юридического мышления, научного правосознания, широкого политико-юридического кругозора, то есть качеств присущих настоящему юристу.

История государства и права зарубежных стран обычно вызывает у студентов большой интерес. Вместе с тем, ее усвоение сопровождается значительными сложностями, вызванными большим объемом материала.

Успешное усвоение данной учебной дисциплины предполагает большой, упорный, серьезный, систематический труд студентов.

Важнейшая его составная часть – подготовка к семинарскому занятию и активное участие в его работе. Семинарские занятия проводятся для углубленного изучения студентами определенных тем, закрепления и проверки полученных знаний, овладения навыками самостоятельной работы, публичных выступлений и ведения полемики.

Подготовка к групповому занятию начинается ознакомлением с его планом по соответствующей теме, временем, отведенным на данный семинар, перечнем рекомендованной литературы. Затем следует главный этап подготовки к занятию: студенты в соответствии с планом семинара изучают соответствующие источники.

Последовательность изучения источников, как показывает опыт, должна быть следующей:

1. Отрабатывается лекция по теме семинара;

2. Изучается учебник или учебное пособие;

3. Изучаются правовые акты (тексты кодексов, конституций, деклараций, законов);

4. Завершается подготовка чтением дополнительной литературы.

Семинарское занятие состоит в живом обсуждении вопросов его плана. Поэтому каждый студент в процессе подготовки к нему должен отработать все вопросы темы, а на занятии быть готовым ответить на них, дополнить и исправить ответы других студентов, вести полемику по затронутым вопросам (проблемам). Семинары по истории государства и права, как правило, связаны с изучением содержания законодательных актов. Поэтому на занятии студент обязан, там, где это, возможно, использовать текст нормативного акта, приводить соответствующие его части или статьи для доказательства тех или иных положений. Каждый нормативный акт, рассматриваемый на семинарском занятии, обычно представляет важный шаг в истории законодательства. Его изучение должно производиться, прежде всего, под углом зрения отраженных в нем перемен: появления новых норм, отмены устаревших.

Планы семинарских занятий предполагают подготовку докладов и сообщений. Доклады или сообщения имеют целью способствовать углубленному изучению отдельных вопросов, совершенствования навыков самостоятельной работы студентов, устного или письменного изложения мыслей по определенной проблеме. Кроме того, по темам курса студенты составляют планы ответов, логические и графические схемы, толковые словари.

Семинарское занятие является действенным средством усвоения курса истории государства и права зарубежных стран. Поэтому студенты, получившие на занятии неудовлетворительную оценку, а также пропустившие его по любой причине, обязаны отработать возникшие задолженности.

Изучение данной дисциплины завершается сдачей экзамена.

II. Рекомендуемая литература

По истории государства и права зарубежных стран.

1. Учебники и учебные пособия:

1. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Т. 1.

2. История государства и права зарубежных стран. Под ред. Н.А. Крашенинниковой. Т. 2.

2. Источники:

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран; В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трихоз.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран; В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. Т. 2. Современное государство и право / Сост. Н.А. Крашенинникова

3.  Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Новое и новейшее время) / Составитель: доктор юридических наук, профессор Н.А. Крашенинникова.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Древние и средние века) / Составитель: доктор юридических наук, профессор В.А. Томсинов

III. Темы семинарских занятий.

ТЕМА № 1. Возникновение и развитие государства и права в странах Древнего Востока.

1. Возникновение и характерные черты государственного строя стран Древнего Востока.

2. Источники и характерные черты древневосточного права.

3. Развитие государства в Древнем Египте.

4. Государственный строй периода Нового Царства.

5. Государства Междуречья.

6. Законник вавилонского царя Хаммурапи.

7. Развитие государства в Древней Индии.

8. Законы Ману.

9. Развитие государства и права в Древнем Китае.

 

Задание:

1. Подготовить устные ответы на вопросы плана занятия.

2. Составить план ответа по 2, 4 и 6 вопросам семинара.

3. Дайте толкование следующим терминам: авилум, брахман, варна, вайшья, восточная деспотия, джати, каста, кенбет, кшатрий, мушкенум, ном, талион, фараон, шудра.

ТЕМА № 2. Возникновение и развитие государства и права в странах античного мира.   

1. Возникновение и характерные черты античного государства.

2. Возникновение Афинского государства в VIII – VI вв. до н.э.

3. Государственный строй Афин V – IV вв. до н. э.

4. Возникновение и развитие Древней Спарты.

5. Особенности возникновения и основные этапы развития государства в Древнем Риме.

6. Государственный строй Древнего Рима в период республики.

7. Государственный строй Древнего Рима в период империи. Принципат. Доминат.

8. Основные этапы развития римского права. Значение римского права.

9. Законы XII таблиц.

10. Классическое римское право.

Задание:

1. Подготовить устные ответы на вопросы плана занятия.

2. Составить план ответа на 3, 4, 6 и 9 вопросы семинара.

3. Составить терминологический словарь: ареопаг, аристократия, архонты, буле, герусия, демос, олигархия, остракизм, полис, стратег; агнат, вещь, виндикация, деликт, доминат, закон, империя, ипотека, когнат, колонат, манципация, патриции, перегрин, плебеи, право народов, преторское право, префект, принципат, процесс легискационный, процесс формулярный, сервитут, стипуляция, трибун, центурия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: