ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
1. Ознакомиться с материалом практического занятия по теме: «Основные проблемы русской философии 19-20 вв.», ответить на вопросы и осуществить интерпретацию афоризмов (В.С. Соловьёва и Л.Н. Толстого) по предложенному алгоритму.
2. Ознакомиться с материалом лекции по теме: «Философия, её предмет и место в культуре человечества (Часть 2)» и ответить на вопросы.
Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой на адрес: koptelova2008@bk.ru
15.09.20 и 22.09.20 - ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3: Основные проблемы русской философии 19-20 вв.
План лекции:
1. Характерные черты русской философии. 2. Философские и общественно-политические направления в русской мысли 19 в. 3. Особенности развития русской философии в 20 в.
1. Характерные черты русской философии:
1 - влияние православия (соборность - «единство во множестве», представление о социальной гармонии, основывающее на образе христианской общины; цельность — понимание единства жизни и знания, неразрывное сочетание веры, воли и разума личности; концепция «Москва - Третий Рим» - учение о том, что Московское государство является хранителем истинной веры после Первого Рима, предавшего подлинное христиансво в католицизме, и Второго Рима — Константинополя, захваченного мусульманами (турками-османами); представление о «Мессианской», т. е. Спасительной роли России для всего мира;
2 — онтологизм — представление о том, что высшая истина может обрести своё бытие (может быть достигнута) в жизни каждого отдельного человека;
3 — диффузный характер - тесная взаимосвязь философии с бытом людей, с религией, искусством ихудожественной литературой, как отдельная наука философия появляется только в 18 веке;
4 — эстетизм — особое понимание красоты мира и жизни (русский космизм — представление о гармонии Вселенной и человеке как гражданине Космоса; концепции «экологии культуры» и «экологии духа»)
Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий 19 и начало 20 века.
Среди важнейших событий, определивших формирование русской философии можно выделить:
· Принятие христианства на Руси (988 г.). Развитие религиозной философии.
· Татаро-монгольское иго (1236-1480 гг)/
· Создание централизованного Московского государства (с середины 14 века по конец 15 столетия).
· Преобразований в экономике и политике эпохи Петра I.
· Стремительного развития науки и художественной культуры в 18-19 вв.
· Формирования системы народного образования в 18-19 вв.
· Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую в 18-19 вв.
· Подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории 19 века.
· Развитием материалистической традиции в философии 19-20 веков.
2. Философские и общественно-политические направления в русской мысли 19 в.:
1 — Кружок любомудров (1823-1825 гг.) - его представители:Владимир Фёдорович Одоевский, Дмитрий Владимирович Веневитинов (секретарь), Иван Васильевич Киреевский. Проблемы, которые рассматривались в данном кружке: построение мировоззренческой основы русской культуры; влияние немецкого мыслителя В. Шеллинга на русскую философию; осознание национальных корней; создание теории, которая могла бы удовлетворить все духовные потребности людей; создание идеального общества; мещанскому (торгашескому) духу противопоставляли веру и поэзию.
2 — Западничество (кон. 30-х — 50-е гг. 19 в.) В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций «Философских писем» Петра Яковлевича Чаадаева.
3 - Славянофильство (кон. 40-х — 50-е гг. 19 века) — представители: Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) — работы: «Записки о всемирной истории» - идея о религии свободы (иранская) и религии необходимости (кушитская); «О старом и новом». Основные идеи: соборность - «единство во множестве» - особая характеристика русской православной культуры и русского духа; крестьянская община — хранительница соборности; необходимо устранить «мерзость административности в России»; выступает за возрождение в России «духа, а не формы»;
Критерии сравнения | Западники | Славянофилы |
Когда сформировалось движение | 1830-1850 годы | 1840-1850 годы |
Слои общества, которыми движение представлено | Помещики со средним уровнем дохода, отдельные представители богатого купечества и разночинцы | Дворяне-помещики (большинство), частично выходцы из купцов и разночинцев |
Основные представители | П. Я. Чаадаев,, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, К. Д. Кавелин. | А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. Киреевский, В. А. Черкасский. Очень близки к ним по мировоззрению С. Т. Аксаков, В. И. Даль, Ф. И. Тютчев. |
По какому пути двигаться России? | По пути, пройденному западными странами. Освоение западных достижений позволит России сделать рывок и достичь большего за счёт заимствованного опыта. | У России – своя дорога. Зачем западный опыт, когда собственная формула «Православие, самодержавие, народность» поможет России добиться большего успеха и более высокого положения в мире. |
Пути преобразований и реформ | Имелось два направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, Н. Огарёв и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», а революционеры – за радикальные способы решения проблем | Признавалось только мирное развитие |
Какой строй выбрать и какое отношение к конституции | Одни выступали за конституционную монархию по типу Англии, а наиболее радикальные – за республику. | Выступали против введения конституции, считали единственно возможной формой правления для России неограниченное самодержавие. |
Крепостное право | Отмена крепостного права и широкое использование наемного труда, что приведет к экономическому росту. | Отмена крепостного права, но при сохранении привычного уклада крестьянской жизни – общины. Каждая община наделяется землей (за выкуп). |
4 — Народничесво — общественное движение последней трети 19 — начала 20 века; это особое явление русской культуры; идеология, составившая комплекс экономических, политических, социалистических, философско-социологических теорий самобытности русского пути общественного развития. Идейные источники: творчество Огюста Конта, Герберта Спенсера, Людвига Фейербаха и др.
5 — Почвеничество — литературно-общественное и философское направление 60-х гг. 19 в. Представлено журналами: «Москвитянин» (1850-1856), «Время» (1861-1863), «Эпоха» (1864-1865). Основная идея: «национальная почва» - это основа и форма социального и духовного развития России. Сторонники почвеничества: Федор Михайлович Достоевский, Николай Николаевич Страхов (1828-1896) - «Письма о философии»: «Философия не есть верование, чаяние или мнение, а понятие и наука о Божественном».
6 — Русская религиозная философия 19 века. Духовное начало русской религиозно-философской мысли: идеи Владимира Сергеевича Соловьёва и мировоззренческие взгляды славянофилов. Исходным пунктом философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с представлением о свободе находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог, Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается не как природная сила, а как смысл и истина мира. Если нет Бога, нет и смысла, и высшей правды, и цели.
7 — Русский марксизм 80-90-х гг. 19 века. Сопротивление российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было всё ещё очень сильным. Именно в это время Россия начинает знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм - антипод и критик народничества. Хотя он сам, если не теоретически, то организационно вырос из народнического подполья и привлёк к себе поначалу симпатии лево-либеральной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социальной мысли своего времени. Важнейшие идеи: атеизм; экономика — базис (основа) любого общества; революционная борьба важнейший способ преобразования общества; самый прогрессивный класс общества — пролетариат (наёмные работники); каждый народ проходит в своём развитии одни и те же общественно-экономические формации (первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую); наиболее развиты европейские народы.
3. Особенности развития русской философии в 20 веке
Основные направления отечественной философии 20 века: русский космизм, марксистско-ленинская философия, философия русского зарубежья.
Русский космизм начала 20 века выделял два аспекта взаимосвязи человека и Космоса:
1. Человек как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого.
2. Человек в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир.
Космизм не получил широкого распространения и повторил судьбу многих философских течений, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху.
Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира.
· Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и Космоса.
· Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в значительно более далекие времена.
· В наше время осуществляется поиск принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.
Советская философия. Примерно к 1930-м гг. в стране сложилась ситуация, когда единственной допустимой стала философия марксизма в виде марксизма-ленинизма и марксизма-ленинизма-сталинизма, провозглашенная единственно верной и научной. Марксизм при этом превратился почти в религию, а коммунизм выглядел как атеистическое «царство Божие на земле», о котором столетиями мечтали люди. Строительство «светлого будущего» на научной (марксистской) основе, на базе открытых законов развития общества, давало основания для социального оптимизма и привлекало многих людей, искренне поверивших в эти идеи. Основная работа философской мысли в этот период велась в направлении «пересмотра» всей истории философии с точки зрения марксизма. По своему масштабу и характеру эта работа (проводимая на протяжении нескольких десятилетий) вполне сопоставима с переработкой античного наследия в христианской и мусульманской философии (которая шла несколько столетий). Однако, к сожалению, по результатам (созданию оригинальных философских концепций) их невозможно даже поставить рядом. Говоря о философии советского периода в России, необходимо также упомянуть о том, что философские идеи находили своё выражение в художественном творчестве крупнейших писателей и поэтов, режиссеров театра и кино, композиторов и художников.
Философия русского зарубежья. Русские философы, оказавшиеся за границей, продолжили свою творческую деятельность в изгнании. Благодаря творчеству русских мыслителей-эмигрантов национально-своеобразные идеи русской философской мысли заняли определенное место в современном западном сознании. Так, эмигрантской ветви русской философской культуры принадлежит заслуга в разработке целого комплекса проблем истории духовной жизни России. Здесь и осмысление роли православия в развитии русской духовной культуры, и оценка своеобразия национальной психологии русского народа, и анализ специфики философской мысли России. При всем многообразии идей, подходов и жанров у различных философов русского зарубежья центральной и общей для всех темой философского творчества была тема судьбы России. Несмотря на оторванность от своего Отечества, русские мыслители всеми средствами стремились сохранить духовную связь с Родиной. Центральным в зарубежном философском творчестве стало понятие «русская идея», выдвинутое еще Ф.М. Достоевский и развитое с западнических позиций B.C. Соловьевым. Оно включает особенности русского средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, и споры западников и славянофилов, проблему зарождения и развития русского социализма и многое другое. Богатство содержания и форм русской философии обусловили её непреходящее значение не только для России, но и для Запада. Западная философия ассимилировала многие идеи русских философов-идеалистов.
ВОПРОСЫ