В развитии человека важную роль сыграло появление способности к знаково-символической деятельности.
Культура – это язык или система языков. Ю.М. Лотман назвал ее семиосферой. Семиосфера – это система ценностных смыслов культуры, поскольку в языке каждого народа выражается его культура.
Важнейшими функциями языка являются: освоение, выражение, хранение и передача информации (в широком смысле слова), общение и коммуникация, выражение эмоционально-ценностных состояний и смыслов (значений). В процессе общения язык выполняет ряд функций: фатическую (контакто-устанавливающую), конативную (усвоения), волюнтативную (воздействия), суггестивную (внушения). В процессе познания и осмысления мира язык реализует функции детонации (номинации), референции и прочие.
Знак – это чувственно воспринимаемый (зрительными, слуховыми, осязательными или тактильными, обонятельными рецепторами) объект, указывающий на другой объект, являющийся нашей целью или объектом наших интересов. Знак – это опосредствующее звено, связывающее наши интересы со средствами удовлетворения потребностей. Знак выражает значение или смысл.
|
|
Знаки подразделяют на иконические (между знаком и референтом возникают отношения сходства), указатели (отношения естественной смежности) и сигналы (искусственные, условные отношения).
М.С.Каган обращает внимание на необходимость различения языков, которые опираются на использование собственно человеческих средств, и языков, использующих дополнительные средства и материалы. Это, во-первых, жестомимический язык в двух разновидностях: язык прикосновений и язык телодвижений; во-вторых, звуковой язык также двух видов: темброинтонационный язык, направленный на слушание и переживание (у вьетнамцев и других азиатских народов), и словесная речь, обращенная к слушанию и пониманию (у европейских народов). Другой вид языков, использующих внешние средства фиксации и опредмечивания значимых смыслов, делится на: во-первых, пластические языки, фиксирующий жест в природных материалах, подразделяющиеся на две разновидности – конкретно-изобразительную и орнаментально-абстрактную; во-вторых, письменный языки, словесные и нотные.
Среди знакомых систем наибольшее значение в культуре имеет вербально-словесная, связанная со звуковой и письменной формами выражения.
М.М.Бахтин расчленял понимание на ряд отдельных актов: 1) психофизиологическое восприятие физической стороны знака; 2) узнание его (как знакомого или незнакомого); 3) понимание его значения в данном контексте (ближайшем и более далеком); 4) диалогическое понимание (спор-согласие) и включение в диалогический контекст. При этом он обращал особое внимание на роль оценочного момента в понимании.
|
|
Одной из важнейших категорий самиосферы является символ. Слово «символ» производят от греческого σύμβολη – соединение, сращение, слияние, согласшение, отсюда – σύμβολον есть «знак, сигнал, намек, знак взаимной дружбы (половинка разломанной монеты как опознавательный знак, пароль, по которому узнают своего)».
Особенностью символа, является то, что «символ… никогда не сводится к соей форме. Он сквозь нее просвечивает глубинами смысла.
Символ – это знак, выражающий ценностный смысл, какую-то важную ценность. Важными особенностями смысла являются отвлеченности от конкретного выражения и многозначность, благодаря этому ценность может применяться к различным конкретным ситуациям. Образно-символическая форма позволяет наиболее адекватно выразить иррациональное, аксиологическое содержание, в котором стержневая идея – надежда на гармонию взаимоотношений со средой. Таким образом, можно указать на следующие основные законы символизма:
1) изоморфизма (подобие мира реального и сверхреального);
2) необратимости, или односторонности (однонаправленность знаковых отношений);
3) выразительности (символ выражает трансцендентны ценностные смыслы, и сам часто имеет иконическое выражение, например: крест, лотос, полумесяц);
4) многозначности («конденсатор и аккумулятор» смыслов и ценностей), реализующейся в инвариантности и адаптивной вариативности (Ю.М.Лотман);
5) медиации, или посредничества (связи между культурами, символ переносит ценностные смыслы из одного пласта культуры в другой) (Ю.М.Лютман);
6) условности (форма символа условна, содержание, выражаемое им, – безусловно) (К.Свасьян);
7) синтетичности (символ есть особенное, выражающее синтез, связь общего и единичного) (Ф.В.Шеллинг, А.Ф.Лосев);
8) универсальности (язык символов является универсальным языком культуры, выражающим ее важнейшие ценности).
Выводы.
Таким образом, рассмотрев наиболее существенные основания культуры, можно прийти к выводу, что развитие культуры состоит из различных направлений и составляющих. Это следует учитывать как при изучении культуры, так и при проведении соответствующей культурной политики и культурного строительства.
Основная литература
1. Межуев, В. М. Идея культуры [Электронный ресурс]: очерки по философии культуры / В. М. Межуев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 408 c. — 5-89826-247-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21504.html
2. Пивоев, В. М. Философия культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2010. — 432 c. — 978-5-8291-2527-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60098.html
Дополнительная литература
1. Белов, В. Н. Введение в философию культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Н. Белов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2008. — 240 c. — 978-5-8291-1036-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36291.html
2. Меняева, М. П. Теория культуры. Философия культуры: учебное пособие / М. П. Меняева. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2011. — 188 c. — ISBN 978-5-94839-303-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56519.html