Общий обзор схема-режимов

Мы выделяем три типа дисфункциональных схема-режимов (см. таблицу 2.1): дисфункциональные детские режимы, дисфункциональные родительские режимы и режимы копинга; последние подразделяются на режимы, соответствующие копинговым стилям капитуляции, избегания и гиперкомпенсации. К функциональным режимам относятся режимы здорового взрослого и счастливого ребенка. Диагностика текущего режима пациента требует понимания общего характера модуса, а затем исследования более конкретных аспектов. Подробное описание режимов содержится в таблице 2.2.

Общий обзор категорий схема-режимов

Таблица 2.1

Дисфункциональные детские режимы Режимы одинокого, покинутого/подвергнутого насилию, униженного/неполноценного, зависимого ребенка Режимы рассерженного, упрямого, яростного, импульсивного, недисциплинированного ребенка
Дисфункциональные родительские режимы Режим карающего родителя Режим требовательного родителя
Дисфункциональные копинговые режимы:  
Капитуляция Режим покорной капитуляции  
Избегание Режим отстраняющегося защитника Режим избегающего защитника Режим раздраженного защитника Режим отстраненного самоуспокоения
Гиперкомпенсация Режим самовозвеличения Режим привлечения внимания Режим перфекциониста-гиперконтролера Режим подозрительного гиперконтролера Режим угроз и нападения Режим жульничества и манипуляций Режим хищника
Функциональные, здоровые режимы Режим счастливого ребенка Режим здорового взрослого

 

Таблица 2.2 Схема-режимы

Дисфункциональные детские режимы

Уязвимость

Одинокий ребенок Пациент чувствует себя одиноким ребенком. Поскольку большинство эмоциональных потребностей ребенка не встречало удовлетворения, пациент испытывает чувство эмоциональной пустоты, одиночества, непризнания социумом и кажется себе непривлекательным, нелюбимым и незаслуживающим любви.
Покинутый и подвергшийся насилию ребенок Испытывает невыносимую эмоциональную боль и страх быть покинутым и/или подвергнуться насилию. Чувствует себя потерявшимся ребёнком - печальным, испуганным, уязвимым, беззащитным, утратившим надежду, нуждающимся в помощи, виктимизированным, недостойным любви и брошенным. Пациенты выглядят хрупкими и инфантильными. Переживание тотального одиночества подталкивает их на поиск родительской фигуры, которая позаботилась бы о них.
Униженный/неполноценный ребенок Подвид режима покинутого и подвергшегося насилию ребенка: вместо чувств, связанных с покинутостью, пациент переживает унижение и собственную неполноценность, отражающие детский опыт в семье и за ее пределами.
Зависимый ребенок Чувствует себя неспособным справляться с взрослыми обязанностями. Проявляет сильные регрессивные тенденции, нуждается в том, чтобы о нем позаботились. Недостаток уверенности в себе и автономии связан с авторитарным воспитанием в детстве.

Гнев

Рассерженный ребенок Испытывает сильный гнев, ярость, злость, раздражение и нетерпение в связи с тем, что базовые эмоциональные (или физические)потребности ребенка не удовлетворялись должным образом. Бунтует против плохогообращения и выплескивает подавляемый гнев в форме неподобающего поведения. Может предъявлять требования, которые кажутся окружающим проявлениями распущенности или завышенных ожиданий и вызывают у них реакцию отчуждения.
Упрямый ребенок Подвид режима рассерженного ребенка: пациент сердится, но не демонстрирует своих чувств. В случае необоснованных требований или нарушения личной автономии проявляет пассивное сопротивление. Окружающие воспринимают такого человека как упрямого или несговорчивого.
Яростный ребенок Испытывает сильный гнев, сопровождающийся неудержимой агрессией, может причинить вред окружающим людям или предметам. Неспособен контролировать агрессию и стремится уничтожить обидчика, иногда в буквальном смысле. Может кричать или набрасываться с кулаками на (воображаемого) агрессора.

Недостатокдисциплины

Импульсивный ребенок Действует на основе сиюминутных желаний или импульсов в эгоистичной и своевольной манере, стремясь добиться своего без учета возможных последствий для себя или окружающих. Часто не способен откладывать краткосрочное удовольствие и может казаться избалованным. Может действовать из чувства протеста против невозможности удовлетворить потребности.
Недисциплинированный ребенок Не может заставить себя выполнять повседневные обязанности или заниматься монотонными видами деятельности, легко фрустрируется, бросает дела на полпути

Дисфункциональные родительские режимы

Карательность Карающий родитель Этот режим по сути представляет собой интернализированный голос родителя или другого воспитателя, критикующий и наказывающий пациента, который начинает сердиться на себя и чувствует, что заслуживает наказания за то, что испытывает и/или демонстрирует нормальные потребности, которые порицались и наказывались в детстве. Общая тональность режима - резкая, критикующая и безжалостная. Признаки и симптомы - ненависть к себе, самокритика, отрицание себя, самоповреждение, суицидальные помыслы и саморазрушительное поведение.
Критика Требовательный родитель Постоянно подталкивает ребенка к тому, чтобы соответствовать завышенным стандартам, и оказывает с этой целью давление на него. Пациент считает, что единственный способ существования - быть успешным, совершенным и никогда не останавливаться на достигнутом, содержать все дела в порядке, стремиться к обретению высокого статуса, проявлять кротость, ставить интересы других прежде своих собственных, быть эффективным и не тратить времени попусту. Спонтанность и выражение чувств не приветствуются.

Дисфункциональные копинговые режимы

Капитуляция Покорная капитуляция Пациент опасается конфликта или отвержения и поэтому проявляет пассивное, сервильное, покорное поведение, ищет одобрения или порицает себя. Пассивно принимает любые формы насилия, не предпринимает никаких шагов для удовлетворения своих здоровых потребностей. Выбирает партнеров или модели поведения, которые поддерживают самосаботажные паттерны, вызванные действием схем.

Избегание

Отстраняющийся защитник Психологически отстраняется от боли, вызванной активацией схем, путем избегания эмоций. Пациент отключает чувства, отсоединяется от окружающих, отвергает их помощь и действует автоматически. Признаки и симптомы - деперсонализация, пустота, скука, злоупотребление ПАВ, переедание, самоповреждение, психосоматические жалобы и отсутствие переживаний.
Избегающий защитник В этом режиме на первый план выступает избегающее поведение. Пациент избегает конфликтов и социальных ситуаций, в особенности содержащих в себе вызовы. Может избегать эмоций в целом, сильных переживаний или любых возбуждающих видов деятельности.
Раздраженный защитник Выстраивает «стену гнева и раздражения», чтобы отгородиться от окружающих, воспринимаемых как источник угрозы, и удерживать других людей на безопасном расстоянии. Некоторые люди в этом режиме кричат и предъявляют жалобы, чтобы увеличить дистанцию между собой и окружающими.
Отстраненное самоуспокоение Отключение эмоций посредством успокаивающих, стимулирующих или отвлекающих от чувств занятий. Частые проявления аддиктивного или компульсивного поведения, например трудоголизм, увлечение азартными играми или опасными видами спорта, беспорядочные сексуальные связи, злоупотребление ПАВ. Еще одна группа пациентов чаще прибегает к самоуспокаивающим занятиям в полном одиночестве, которые также носят характер компульсий, например переедание, компьютерные игры, длительный просмотр телепередач или фантазирование.

Гиперкомпенсация

Самовозвеличение Конкурентное, надменное, унижающее, насильственное или честолюбивое поведение, направленное на достижение и удержание своих целей. Пациенты полностью поглощены собой и не обращают внимания на чувства и потребности окружающих. Демонстрируют превосходство и требуют к себе особого отношения. Считают, что не обязаны подчиняться общим правилам. Жаждут восхищения, похваляются, ведут себя в самовозвышающей манере, «раздувая» собственное Я
Привлечение внимания Пациенты стремятся привлечь внимание и заслужить одобрение других людей, ведут себя в преувеличенной, экстравагантной или неподобающей манере. Как правило, это компенсация внутреннего одиночества или отсутствия признания.
Гиперконтролер Попытка защититься от мнимых или действительных угроз путем заострения внимания, тщательного обдумывания или чрезмерного контроля. Можно выделить два подвида этого режима: ® Перфекционист-гиперконтролер. Перфекционизм, направленный на удержание контроля и избежание несчастий или критики в свой адрес. ® Подозрительный гиперконтролер. Чрезмерная бдительность, «сканирование» окружающих на предмет враждебных намерений, подозрительность и контроль поведения окружающих.
Угрозы и нападение Пациенты прибегают к запугиванию, угрозам и агрессии с целью добиться своего или защититься от мнимой или действительной опасности
Жульничество и манипуляции Пациенты жульничают, лгут или прибегают к манипуляциям, чтобы добиться своих целей, выставляют других людей жертвами, избегают наказания. Этот режим распространен среди правонарушителей, но встречается и среди нарциссических личностей.
Хищник Стремление избавиться от препятствия, угрожающих обстоятельств, соперника или врага в холодной, расчетливой и безжалостной манере. В отличие от режима угроз и нападения, в котором задействована «горячая» агрессия, режим хищника ассоциируется с «холодной», безжалостной агрессией. Этот режим почти без исключений характерен для психопатических личностей.

Функциональные, здоровые режимы

Счастливый ребенок

Испытывает покой и радость, актуальные эмоциональные потребности удовлетворены. Чувствует себя любимым, довольным, связанным с другими людьми, счастливым, защищенным, заслуживающим похвалы и любви, обласканным, окруженным заботой, признанием и пониманием, уверенным в себе, компетентным, достаточно автономным, способным положиться на собственные силы и управлять ситуацией, благополучным, устойчивым, сильным, гибким, оптимистичным и спонтанным.

Здоровый взрослый

Этот режим отвечает за здоровое функционирование взрослого индивида в сферах работы, родительства и личной ответственности. Связан с доставляющими удовольствие видами деятельности взрослого человека, такими как секс, интеллектуальные, эстетические и культурные интересы, забота о здоровье и занятия спортом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: