Для истерического расстройства личности характерны следующие режимы:
• Режим уязвимого ребенка
• Режим импулъсивного/недисциплированного ребенка
• Гиперкомпенсаторный режим поиска внимания, включающий типичные истерические паттерны, а также сексуализированное поведение.
Пример из практики: истерическое расстройство личности
Элайза, 46-летняя сотрудница лаборатории, обращается к психотерапевту с жалобами на проблемы межличностных взаимодействий, чувства тревоги и незащищенности, а также, по ее собственному выражению, «синдрома “хелпера”». Она описывает свои проблемы невнятно, что никак не проясняет ее действительный запрос.
С одной стороны, она видится чрезвычайно ослабленной, разражается слезами на самой первой сессии, однако связанный со слезами аффект кажется ненатуральным и быстро угасает. С другой стороны, она представляет себя как компетентную и самостоятельную личность, пусть и в несколько преувеличенной и драматизированной манере. Она безостановочно рассказывает о «синдроме “хелпера”», под которым она имеет в виду, что ей «все время приходится выполнять работу за других людей».
|
|
Межличностный контакт с Элайзой характеризуется быстрой сменой поверхностных аффектов, драматизированным, но непоследовательным описанием проблем, и несдержанным и доминантным поведением пациентки. О своем детстве она рассказывает как о череде травм, причиняемых ей родителями-садистами; когда она рассказывает о детских переживаниях, ее эмоции кажутся более естественными.
Модель режимов пациентки представлена на рис. 2.5. Ее травматические переживания и связанное с этим чувство тревоги уходят корнями в тяжелое детство, хотя во время первых терапевтических сессий чувства уязвимого и подвергшегося насилию ребенка не проявляются в полной мере. Жестокое обращение со стороны родителей привело к формированию режима карающего родителя. Драматизированный стиль межличностного общения связан с копинговым режимом поиска внимания.
Рис. 2.5. Модель режимов Элайзы
Избегающее расстройство личности
Для избегающего расстройства личности характерны следующие режимы:
• Режим одинокого, уязвимого ребенка.
• Режим карающего родителя, связанный с сильнейшим чувством вины.
• Режим избегающего защитника, позволяющий пациентам дистанцироваться от собственных глубинных потребностей, чувств и мыслей.
• Режим покорной капитуляции, связанный с паттернами подчиненного поведения, характерными для таких пациентов, которые часто ставят на первый план чувства и убеждения других людей.