Выявление и обозначение режима

Когда пациент проходит специальную (обучающую) или групповую терапию по поводу определенного личностного расстройства, типичные для этого расстройства режимы, как правило, получают общепринятые названия. Например, в схема-терапевтической группе для пациентов с ПРЛ будет использоваться модель ПРЛ и будут применяться термины «режим карающего родителя», «режим поки-нутого/подвергшегося насилию ребенка», «режим отстраняющегося защитника» и т.п.

Однако в индивидуальной терапии режимы могут получать другие названия, удобные пациенту и терапевту. Это помогает пациенту отождествлять себя с моделью режимов. Например, режим отстраняющегося защитника может получить названия «стена», «падающий занавес», «фасад», «маска», «светская часть личности» и проч. Режим нарциссической гиперкомпенсации часто называют «суперменом», «супер-Эго».и т.д. Важно, чтобы такие названия отражали основные функции режима и устраивали как терапевта, так и пациента.

Когда мы обсуждаем режим, мы рассуждаем и о том, как помочь пациенту распознавать его действие за пределами терапии. Полезно следить за проявлениями режимов у других людей. Кроме того, терапевт должен обозначать действие режимов всякий раз, когда они проявляются в ходе терапии: «Я заметил, что ваш «занавес» только что снова опустился. Вы тоже это заметили? Как вам кажется, почему это произошло?» Кроме того, важно обсуждать то, как пациент переживает активацию режима - ощущения в теле, чувство возбуждения, скуки, раздражения или пустоты и т.п. Эта часть когнитивной работы помогает пациенту распознавать свои режимы (в том числе копинговые).

Биографическое происхождение копинговых режимов

Терапевт должен подробно обсудить с пациентом, какие обстоятельства жизни последнего привели к формированию копинговых режимов. Как и в случае любых других режимов, важно определить функции режима в биографии пациента и выявить модели поведения в семье или у других людей, с которыми пациент сталкивался в детстве и которые свидетельствуют о действии сходных режимов (возможные вопросы для исследования этой темы приведены в приложении 5.1). В контексте социализации пациенты часто упоминают, что один из их родителей демонстрировал (или по-прежнему демонстрирует) проявления аналогичного режима. Мощным механизмом формирования копинговых режимов является косвенное научение. Например, матери часто капитулируют перед вспышками гнева или агрессии со стороны отцов, и ребенок усваивает, что с отцом ничего нельзя поделать в таком состоянии и что его невозможно остановить. Пациенты с выраженной нарциссической гиперкомпенсацией, в свою очередь, заимствуют модели поведения отцов, отличающихся чернобелым восприятием действительности, в которой есть место только для лидеров, но не для неудачников. В некоторых случаях пациент становился заложником такого мировосприятия уже в детстве, когда родители отводили ему роль «собаки снизу».

Впрочем, многие пациенты усваивают эту модель и без пребывания в той или иной роли в родительской семье.

Приложение 5.1. Возможные вопросы для исследования копингового режима

• «Как долго у вас присутствует этот режим?»

• «Почему этот режим был важен для вас, когда вы были ребенком?»

• «Какие положительные стороны были у этого режима в вашем детстве?»

• «Как другие люди реагируют на вас, когда вы пребываете в этом режиме? Как они реагируют, если вы ведете себя по- другому?» «Можете ли вы назвать кого-либо из вашего окружения, кто демонстрирует сходный режим?»

• «Вы упомянули, что ваша мать вела себя похожим образом. Возможно ли, что вы усвоили этот паттерн в общении с ней?»

Кроме того, копинговые режимы, как правило, выполняли важные функции в детстве или подростковом возрасте пациента. Мы полагаем, что для этого возраста они были скорее адаптивными, чем дисфункциональными. Например, многие пациенты с выраженным режимом отстраняющегося защитника усвоили такое поведение еще детьми. «Когда моя мать так ужасно кричала на меня, я буквально застывал на месте -так мне легче выносить ее вопли».

При исследовании биографических корней того или иного режима необходимо подчеркивать его адаптационную ценность. Терапевт должен прямо указать пациенту на важность использования подобной стратегии совладания в детстве. Если в формировании режима заметную роль играло социальное научение, терапевт должен разъяснить пациенту соответствующие механизмы: дети обычно усваивают модели поведения как функциональные, так и дисфункциональные из доступного им межличностного взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: