Когнитивные техники, применяемые при работе с режимами рассерженного или яростного ребенка

На когнитивном уровне мы обсуждаем с пациентом адекватность выражения ярости или гнева. Пациенту необходимо выработать более здоровую позицию по следующим вопросам: как выражать гнев, какие формы выражения гнева являются социально приемлемыми, и принесет ли выражение гнева желаемые результаты. Если пациент привык подавлять гнев, необходима интенсивная когнитивная работа, направленная на осознание пациентом важности и значения гнева, а также на формирование более принимающего отношения к гневу.

Таблица 7.2

Биографические факторы, типичные для режимов рассерженного или импульсивного ребенка

Режим Биографические факторы
Режимы рассерженного и яростного ребенка Несправедливое обращение (со стороны членов семьи или сверстников); физическое или сексуальное насилие; наказание за выражение чувств или потребностей
Режим яростного ребенка Крайние формы насилия; преступления с применением насилия; психически неблагополучная и/или криминальная семья, где было принято физическое насилие, в том числе в отношении пациента
Режим импульсивного ребенка Отсутствие воспитания, структуры и границ; родители либо потакали ребенку, либо отказывали ему в удовлетворении потребностей; некоторые пациенты рассказывают об одновременном потакании и запретах; ролевые модели также отличались импульсивностью
Режим недисциплинированного ребенка Ролевые модели избалованности или недисциплинированности; избалованы родителями и/или не научены брать на себя ответственность, соответствующую возрасту; депривация и баловство одновременно
Упрямство Отсутствие соответствующей возрасту автономности и/или (эмоционально) невыносимые социальные требования

 

Функция и формирование чувства гнева. Гнев - важное чувство, помогающее нам осознать, что наши потребности не удовлетворяются. Дети учатся переживать и выражать гнев адекватными способами, если (1) они имеют перед глазами примеры здорового выражения гнева и (2) если они могут выражать свои потребности и чувства в безопасной обстановке. Как правило, пациенты с режимами рассерженного или яростного ребенка не имели ни того, ни другого. Их родители или сверстники либо подавляли гнев, либо выражали его в угрожающей, опасной форме. Некоторые пациенты испытали на себе воздействие обоих факторов, как, например, Эвелин, отец которой часто впадал в ярость, а мать подавляла гнев, капитулируя перед отцом, и прибегала к жалобам для выражения своих чувств и потребностей.

Здоровые родители выражают гнев в такой форме, чтобы озвучить свои потребности, не унижая и не обесценивая окружающих; их отношения не страдают от нормальных конфликтов. Более того, они признают чувства и потребности своих детей и не наказывают их за выражение гнева. Следует помнить, что родители могут наказывать детей косвенным образом, например, высмеивая или лишая любви.

Гнев помогает нам понять, когда наши потребности не удовлетворяются, а также выразить их. Чтобы научиться адекватным способам выражения гнева, ребенок не должен подвергаться наказанию, когда он сердится, а также воспринимать гнев как угрозу и опасность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: