Обсуждение эмоционально-фокусированных интервенций

С психодинамической точки зрения эмоционально-фокусированные интервенции, в особенности переписывание в воображении, требуют (и являются причиной) значительного регресса у пациента. В целях соблюдения баланса в терапевтическом процессе мы всегда привлекаем «здорового взрослого»: терапевт и пациент совместно принимают решение о проведении рескриптинга, контролируют ход выполнения упражнения и по необходимости прибегают к «обратной перемотке». Кроме того, сессии записываются на аудионосители, и пациент прослушивает их дома, с тем чтобы ускорить процесс перенесения вновь обретенных навыков в повседневную жизнь.

Таким образом, регресс (-> режим уязвимого ребенка) сочетается с надежной связью с реальностью и с рефлексией относительно регрессивного эмоционального процесса (->режим здорового взрослого). Связь с реальностью иногда оказывается для пациента болезненной, так как она обозначает границы терапевтических отношений (терапевт прекрасно заботится об «уязвимом ребенке» в воображении, но не может стать приемным родителем для пациента в реальности).

Примером применения такого подхода на практике является постоянное отслеживание эмоциональных реакций пациента. Терапевт постоянно спрашивает пациента о его чувствах и потребностях и адаптирует процесс рескриптинга в соответствии с полученной обратной связью. Если эмоциональный процесс принимает нежелательное направление, терапевт и пациент ищут пути выхода из создавшейся ситуации. Если пациент не проявляет готовности к сотрудничеству в рамках интервенции, терапевт вновь разъясняет цель работы и пытается понять, какой режим создает сопротивление.

Постепенное вовлечение пациента в эмоционально-фокусированные интервенции в роли «здорового взрослого»

Как описывалось в разделах 6.3.2 (рескриптинг) и 8.3.1 (диалоги с использованием стульев), в ходе эмоционально-фокусированных интервенций пациент постепенно входит в роль «здорового взрослого». В рескриптинговых упражнениях задача «здорового взрослого» - проявить заботу об «уязвимом ребенке», а в диалогах на стульях - вступить в противостояние с «карающим родителем».

Пример из практики: коррекция эмоционально-фокусированной интервенции

Джейн, 28-летняя пациентка с пограничным и избегающим расстройством личности (см. раздел 2.1.3), склонна переключаться в режим отстраненного самоуспокоения, когда она чувствует опасность со стороны других людей. Чтобы отвлечься от внешней угрозы, она уходит в мечты и фантазии, выполняющие для нее роль мощного внутреннего стимула. В этих видениях она обитает в чудесном мире и о ней заботятся прекрасные люди. Терапевт применяет технику рескриптинга, чтобы создать у пациентки чувство безопасности пребывания в обществе других людей.

На этапе переписывания негативного опыта терапевт «входит» в воображаемый эпизод и спрашивает Маленькую Джейн, чего ей хочется в эту минуту. Маленькая Джейн признается, что хочет убежать и спрятаться в мире своих фантазий. Терапевт возражает ей, говоря, что это не выход из положения, так как переключение в Копинговый режим сведет на нет результаты упражнения. Вместо этого терапевт предлагает заняться чем- нибудь приятным вместе. Джейн с раздражением отвергает эту идею.

Упражнение прерывается. Терапевт просит Джейн открыть глаза и объясняет пациентке, что цель рескриптинга состоит в создании нового эмоционального опыта и что копинговые режимы блокируют переживание эмоций. Уход в мир фантазий - не самая лучшая идея не потому, что это не нравится терапевту, а потому, что это проявление копингового режима, который препятствует выполнению важного упражнения. После объяснения Джейн соглашается снова закрыть глаза и возвращается к переписыванию опыта при помощи других образов.

Аудиозапись сессий

Пациентам с тяжелыми личностными расстройствами настоятельно рекомендуется прослушивать аудиозаписи терапевтических сессий дома. Это легко осуществимо технически, так как сессии можно записывать на мобильный телефон или другие устройства. Подобная стратегия способствует консолидации терапевтического процесса и обучает пациента дисциплинированности и самостоятельности - важным составляющим режима здорового взрослого. Следует помнить, что пациенты не всегда справляются с этим заданием в силу неразвитости взрослого режима. Терапевты должны проявлять в таких случаях терпение и не принуждать пациентов к действиям, на которые они не способны. С другой стороны, необходимо постепенно побуждать их к выполнению домашнего задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: