Признаки финансово-правовой ответственности. 10 страница

Обязанность нести налоговое бремя возникает, изменяется и прекращается у налогоплательщика с наличием оснований, установленных законодательством о налогах и сборах, как правило, с момента приобретения налогоплательщиком дохода или иного объекта налогообложения.

Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Статус физического лица в налоговых отношениях не зависит ни от гражданства лица, ни от рода деятельности, которую ведет это лицо.

Физическое лицо как субъект налоговых правоотношений может быть носителем не только статуса налогоплательщика, но и других статусов: например, индивидуального предпринимателя, налогового агента, быть резидентом (нерезидентом) и др. При этом важным является следующее обстоятельство: если в статьях НК РФ упоминается словосочетание "организации и физические лица", по умолчанию следует подразумевать и индивидуальных предпринимателей.

С точки зрения подоходного налогообложения выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в Российской Федерации (ст. 207 НК РФ). Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 2 ст. 207 НК РФ). Налоговые резиденты РФ уплачивают налоги со всех доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами; нерезидент - только с доходов, полученных на территории России.

Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты <1>.

--------------------------------

<1> Конституционный Суд РФ в Определении от 6 июня 2002 г. N 116-О признал включение в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием "индивидуальные предприниматели", частных нотариусов правомерным.

 

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ). Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Постановлением Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 (п. 10) разъяснено: в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

Между тем круг отношений, входящих в предмет налогового права, довольно-таки широк, он требует привлечения и участия иных лиц, прямо не названных в ст. 9 НК РФ, но наделенных соответствующими правами и обязанностями.

В ст. 19 НК законодатель закрепляет правило о том, что субъект права станет налогоплательщиком только после того, как на него будет возложена обязанность уплатить налог.

Статус налоговых органов Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации закреплен в гл. 5 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей <1>. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Определение налоговых органов, помимо НК РФ, содержится также в ст. 1 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 17 июля 2007 г.) // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

 

Статьи 31 и 32 НК РФ закрепляют права и обязанности налоговых органов, а в ст. 33 НК РФ законодатель закрепил обязанности должностных лиц налоговых органов. Следует заметить, что в НК РФ содержится только некоторая часть полномочий налоговых органов. Отдельные из них закреплены, например, в Законе РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также в Положении от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе". Например, полномочия по применению мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера закреплены в ст. 6.6 Положения N 506.

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения можно выделить такие, как:

- выработка налоговой политики государства;

- постановка на учет и регистрация налогоплательщиков;

- налоговый контроль и надзор;

- административно-юрисдикционная деятельность, включая применение мер ответственности, наложение налоговых санкций, разрешение налоговых конфликтов и др.;

- ведение разъяснительной и информационной работы по применению налогового законодательства.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов закреплены в ст. 34 НК РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Финансовые органы прямо не названы законодателем в числе участников налоговых правоотношений. При этом в ст. 34.2 НК РФ законодатель раскрывает полномочия финансовых органов в области налогов и сборов.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, финансовых рынков, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и др. <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" // РГ. 2004. N 162.

 

Налоговые органы и таможенные органы входят в состав Министерства финансов Российской Федерации как федеральные службы.

Органы внутренних дел и следственные органы также не названы законодателем в качестве участников налоговых правоотношений, однако в числе их основных функций - выявление, пресечение и расследование преступлений в области налогов и сборов. С этой целью органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют в выездных налоговых проверках <1>.

--------------------------------

<1> Совместный Приказ МВД РФ N 495, ФНС РФ N ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (вместе с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (в ред. от 12 ноября 2013 г.), Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения, Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления) (зарегистрирован в Минюсте России 1 сентября 2009 г., N 14675) // РГ. 2009. N 173.

 

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (п. 2 ст. 36 НК РФ).

К участию в налоговых правоотношениях привлекаются банки и кредитные организации. Банки и кредитные организации, с одной стороны, являются налогоплательщиками, в силу того что осуществляют предпринимательскую деятельность, с другой - обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента (ст. 60 НК РФ).

В ст. 85 НК РФ законодатель устанавливает обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Функциональное назначение этих лиц в налоговых правоотношениях - содействие налоговому администрированию.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, по правилам ст. 20 НК РФ, признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц <1>. Взаимозависимыми признаются лица в том случае, если:

--------------------------------

<1> Копина А.А. Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях: Монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 193.

 

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Следует отметить, что судам предоставлено право признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Понятие и налогово-правовой статус консолидированной группы налогоплательщика (далее - КГН) закреплены в гл. 3.1 НК РФ <1>. Нормы НК РФ, посвященные КГН, направлены на создание в РФ института консолидации налогоплательщиков с целью объединения налоговой базы по налогу на прибыль организаций для взаимозависимых организаций, введения особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников КГН, создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.

--------------------------------

<1> Консолидированная группа налогоплательщика (далее - КГН) - новый правовой институт в законодательстве о налогах и сборах. Он введен Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ, которым были внесены изменения в НК РФ в связи с созданием КГН и с необходимостью законодательного закрепления этого института. Положения Закона вступили в силу с 1 января 2012 г.

 

Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании КГН в порядке и на условиях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (далее - налог на прибыль организаций по КГН).

Контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: гл. 3.4 НК РФ.

 

Контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25%;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50%.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие налогового права.

2. Предмет налогового права, его отличие от предмета других отраслей.

3. Специфика предмета налогового права.

4. Нормы налогового права, их особенности.

5. Система налогового права, ее состав.

6. Система принципов налогового права.

7. Понятие источника налогового права, классификация источников.

8. Общие характерные признаки источников налогового права.

9. Понятие и сущность принципов налогообложения.

10. Понятие и сущность налогового правоотношения.

11. Структура налоговых правоотношений.

12. Способы защиты прав налогоплательщика.

 

Глава 16. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

16.1. Понятие и общая характеристика системы налогов

и сборов

 

Действующая в Российской Федерации система налогов и сборов строится в соответствии с государственным устройством и сформировалась с принятием в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Она включает три уровня: федеральный, региональный и местный.

Законодатель отождествляет понятия система налогов и сборов и виды налогов и сборов, установленные в Российской Федерации (ст. ст. 13 - 15 НК РФ). Основным критерием становления системы налогов и сборов является законодательный источник установления налога (сбора), а также территория, на которой он взимается.

Система налогов и сборов динамична. Время от времени она изменяется. Отдельные налоги отменяются, другие встраиваются в существующую систему. Состав системы напрямую зависит не только от текущей налоговой политики, направлений экономического развития государства, но и от геополитической, международной, торговой политики и ряда других показателей и причин. При этом законодательно установлен единый подход к установлению и введению налогов, сборов и иных обязательных платежей. Все фискальные платежи обладают единой структурой юридического состава, то есть единым набором элементов.

Наряду с понятием "система налогов и сборов" в научной литературе часто используется и понятие "налоговая система". Несмотря на кажущееся сходство терминов "система налогов и сборов" и "налоговая система", смешивать их нельзя, предупреждает А.А. Ялбулганов. Налоговая система Российской Федерации - это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия "налоговая система" заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм <1>.

--------------------------------

<1> Налоговое право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ, 2007. С. 3 - 7.

 

Налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов и сборов).

Организационно правовое и федеральное устройство российского государства предопределяет единство финансовой политики государства, которое проявляется в централизованном порядке установления системы налогов и сборов.

В п. 1 ст. 12 НК РФ <1> определяется структура системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 14 ноября 2017 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

 

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями. В настоящее время в систему налогов и сборов входит 8 федеральных налогов и сборов, 3 региональных налога и 3 местных налога и сбора. Правовое регулирование взимания каждого вида налога и сбора осуществляется в соответствии с правилами ч. II НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (гл. 21);

2) акцизы (гл. 22);

3) налог на доходы физических лиц (гл. 23);

4) налог на прибыль организаций (гл. 25);

5) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26);

6) водный налог (гл. 25.2);

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1);

8) государственная пошлина (гл. 25.3).

К региональным налогам относятся:

1) транспортный налог (гл. 28);

2) налог на игорный бизнес (гл. 29);

3) налог на имущество организаций (гл. 30).

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог (гл. 31);

2) налог на имущество физических лиц (гл. 32);

3) торговый сбор (гл. 33).

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет разграничить полномочия представительных (законодательных) органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Перечень налогов и сборов, закрепленный в ст. 12 НК РФ, является закрытым. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

Согласно п. 7 ст. 12 НК РФ специальными налоговыми режимами может быть предусмотрено освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в ст. 13 Кодекса. Специальные налоговые режимы также могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса.

Законодательное определение налога, сбора и страховых сборов дано в ст. 8 НК РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ <1> ст. 8 НК РФ была дополнена понятием "страховые взносы" (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование). А в Налоговом кодексе РФ дополнительно введена гл. 2.1 "Страховые взносы в Российской Федерации".

--------------------------------

<1> "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" // РГ. 2016. N 146.

 

Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для целей законодательства о налогах и сборах страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Страховые взносы являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

В действующем законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации понятие "сбор" имеет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы, так и пошлины.

Основные отличия сборов и налогов состоят в следующем <1>.

--------------------------------

<1> Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации: Конспект лекций по первой части Налогового кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. С. 3 // СПС "КонсультантПлюс".

 

1. Налоги индивидуально безвозмездны, а сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику отдельных публично-правовых услуг.

2. При уплате сбора значение имеет стремление плательщика обладать определенным правом (лицензией, разрешением, сертификатом и т.п.).

3. Целью установления сбора является компенсация дополнительных расходов государства, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

4. Сборы носят разовый характер, в то время как налоги уплачиваются, как правило, периодически.

5. При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Размер сбора соответствует масштабам предоставляемых публично-правовых услуг.

К системе налогов и сборов также относят специальные налоговые режимы (разд. VIII НК РФ): систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ), упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ), систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ) и патентную систему налогообложения (гл. 26.5 НК РФ).

 

16.2. Общие условия установления налогов и сборов

 

Общие условия установления налогов и сборов законодательно закреплены в ст. 17 НК РФ. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Пунктом 3 ст. 11 НК РФ установлено: дефиниции "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

По основаниям п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

В соответствии с п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Часть 1 ст. 52 НК РФ определяет порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Общие положения о порядке и сроках уплаты налогов, сборов, страховых взносов закреплены в ст. ст. 57 и 58 НК РФ. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговые льготы - это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

Налоговые льготы являются факультативными (необязательными) элементами налогообложения. Устанавливая налоговые льготы, законодатель должен определить основания для их использования налогоплательщиком. По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер.

Основаниями налоговых льгот служат различные обстоятельства, с которыми НК РФ и другие нормативные правовые акты по налогам связывают их предоставление. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении не только федеральных налогов, но и региональных, местных налогов, что следует из ст. 12 НК РФ.

Важно знать, что отсутствие (неустановление) одного из основных элементов налогообложения дает основания признать налог неустановленным.

При установлении сбора законодатель определяет их плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Общие условия установления страховых взносов регулируются ст. 18.2 НК РФ и гл. 34 НК РФ. При установлении страховых взносов определяются плательщики и следующие элементы обложения:

1) объект обложения страховыми взносами;

2) база для исчисления страховых взносов;

3) расчетный период;

4) тариф страховых взносов;

5) порядок исчисления страховых взносов;

6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Указанные элементы обложения страховыми взносами могут определяться применительно к отдельным категориям плательщиков страховых взносов по правилам гл. 34 НК РФ.

 

16.3. Общая характеристика налогов, сборов

и страховых взносов

 

Общая характеристика федеральных налогов и сборов. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов закреплен в ст. 13 НК РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС - косвенный налог, суть которого - надбавка к цене товара, выполненных работ, оказанных услуг. Уплата налога носит ступенчатый характер. НДС взимается не только при осуществлении реализации товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации, но и при импорте товаров в Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: