Как избежать конфликтов с подростками? Особенности подросткового возраста
На протяжении многих лет родители, слыша о подростковом возрасте, испытывают целую гамму чувств. Кто-то вспоминает себя в этом возрасте, а кто-то припоминает героев полюбившихся фильмов и литературных персонажей испытывающие трудности в процессе взросления. Как помочь взрослеющему чаду и избежать ссор?
Особенности подросткового возраста:
Подростковый период или завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сформированная в учебной деятельности к средним классам школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость [Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов] / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Высшее образование).].
|
|
Но в подростковом возрасте в область осознаваемых собственных качеств входят и чувства. Появляется отношение к ним как к собственным чувствам — самоуважение, самоосуждение, стыд, гордость. Рефлексия по поводу своих эмоций и чувств способствует более осознанному отношению к себе. Одним из итогов самопознания является самооценка. Как отмечает Сосновский Б.А. «У плохо успевающих школьников чаще складывается низкая и заниженная самооценка. Такие дети перестают стремиться к успеху, у них ослабевает мотивация к учению, а иногда и вообще исчезает желание посещать школу.» [Сосновский Б. А. [и др.] Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с. — (Профессиональное образование).
с.45]
Подростковый период является сложным как для детей, так и для родителей. Так как в данный период у подростка начинается перестройка всей системы эмоциональных отношений, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, называемой эмансипацией.
Отношения с родителями в какой-то степени портятся в подростковом возрасте. Подростки сообщают, что общаются с родителями меньше, чем когда они были младше.
Возможно, одной из причин такого недостатка общения является то, что родители часто не хотят прислушиваться к воззрениям подростков, не воспринимают их мнение как значимое, не пытаются разобраться в их чувствах и точке зрения. Подростки нуждаются в родителях, которые участливо разговаривают с ними, а не над ними. Подростки хотят встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность к без оценивающей позиции при оценки личности. Подростку важно сохранение собственных «границы» в общении с семьёй. В случае нарушения границ комфорта подросток может проявить несогласие с решением родителей, что может привести к конфликту в семье.
|
|
Большинство авторов понимают конфликт как «столкновение», «несовместимость», «борьба»[Гришина Н.В. Психология конфликта. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2017. С 19]. Биполярность взглядов и борьба интересов родителя и повзрослевшего ребёнка может разжигать конфликты и приводить к утрате связи и доверия между сторонами.
Выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
· конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
· конфликт сверхзаботы (излишняя опека и серхожидания);
· конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
· конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Техники урегулирования конфликтов
Как же правильно реагировать на поведение ребенка? Как избежать конфликтов с подростком? Далее, представлены техники для регуляции конфликтов.
Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Вы-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой Я сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Важно: именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому, что я не знаю причину твоего опоздания», «потому, что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
Четырехшаговая модель «Я- сообщение»
Описание | Пример |
1. Чувство | - Я злюсь… -Меня раздражает… |
2. Факт | -Что посуда не вымыта… -Когда опаздывают… |
3. Желание | -Мне хотелось бы порядка в доме… -Я хочу встречаться вовремя… |
4. Последствие | - И тогда мы сможем найти общий язык. - И тогда наши отношения будут теплее. |
Шесть шагов беспроигрышного метода решения конфликтов по Т. Гордону
Шаги | Цели | Действия |
1. Распознавание и определение конфликта | Вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы | Чётко и немногословно сообщить ребёнку, что существует проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка необходимо |
2. Выработка возможных альтернативных решений | Собрать как можно больше вариантов решения | Узнать решения ребёнка (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив. |
3. Оценка альтернативных решений | Помочь ребёнку высказать своё мнение по каждому варианту | Предложить ребёнку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные; дать ему возможность выразить свои чувства и интересы, высказать мнение о наиболее приемлемом варианте и о том, что не устраивает (или устраивает) ребёнка в других вариантах решения конфликта |
4. Выбор наиболее приемлемого решения | Принять окончательное решение | Узнать. Что думает ребёнок о совместно выбранном решении, принимает ли он этот способ. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге |
5. Выработка способов выполнения решения | Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения | Обсудить вопросы типа: «Когда начнём? Кто будет следить за временем? Каковы будут критерии качества выполняемой работы?», и т.п. |
6.Контроль и оценка его результатов | Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения | Интересоваться у ребёнка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях по поводу результатов решения (они могут изменяться). Пересмотреть или скорректировать решение, если это потребуется |
|
|