Шесть шагов беспроигрышного метода решения конфликтов по Т. Гордону

Как избежать конфликтов с подростками? Особенности подросткового возраста

На протяжении многих лет родители, слыша о подростковом возрасте, испытывают целую гамму чувств. Кто-то вспоминает себя в этом возрасте, а кто-то припоминает героев полюбившихся фильмов и литературных персонажей испытывающие трудности в процессе взросления. Как помочь взрослеющему чаду и избежать ссор?

Особенности подросткового возраста:

Подростковый период или завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сформированная в учебной деятельности к средним классам школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость [Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов] / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 457 с. — (Высшее образование).].

Но в подростковом возрасте в область осознаваемых собственных качеств входят и чувства. Появляется отношение к ним как к собственным чувствам — самоуважение, самоосуждение, стыд, гордость. Рефлексия по поводу своих эмоций и чувств способствует более осознанному отношению к себе. Одним из итогов самопознания является самооценка. Как отмечает Сосновский Б.А. «У плохо успевающих школьников чаще складывается низкая и заниженная самооценка. Такие дети перестают стремиться к успеху, у них ослабевает мотивация к учению, а иногда и вообще исчезает желание посещать школу.» [Сосновский Б. А. [и др.] Возрастная и педагогическая психология: учебник для среднего профессионального образования / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с. — (Профессиональное образование).

с.45]

Подростковый период является сложным как для детей, так и для родителей. Так как в данный период у подростка начинается перестройка всей системы эмоциональных отношений, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, называемой эмансипацией.

Отношения с родителями в какой-то степени портятся в подростковом возрасте. Подростки сообщают, что общаются с родителями меньше, чем когда они были младше.

Возможно, одной из причин такого недостатка общения является то, что родители часто не хотят прислушиваться к воззрениям подростков, не воспринимают их мнение как значимое, не пытаются разобраться в их чувствах и точке зрения. Подростки нуждаются в родителях, которые участливо разговаривают с ними, а не над ними. Подростки хотят встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность к без оценивающей позиции при оценки личности. Подростку важно сохранение собственных «границы» в общении с семьёй. В случае нарушения границ комфорта подросток может проявить несогласие с решением родителей, что может привести к конфликту в семье.

Большинство авторов понимают конфликт как «столкновение», «несовместимость», «борьба»[Гришина Н.В. Психология конфликта. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2017. С 19]. Биполярность взглядов и борьба интересов родителя и повзрослевшего ребёнка может разжигать конфликты и приводить к утрате связи и доверия между сторонами. 

     Выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

· конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

· конфликт сверхзаботы (излишняя опека и серхожидания);

· конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

· конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

 

Техники урегулирования конфликтов

 Как же правильно реагировать на поведение ребенка? Как избежать конфликтов с подростком? Далее, представлены техники для регуляции конфликтов.

Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Вы-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой Я сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Важно: именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому, что я не знаю причину твоего опоздания», «потому, что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

Четырехшаговая модель «Я- сообщение»

Описание Пример
1. Чувство - Я злюсь… -Меня раздражает…
2. Факт -Что посуда не вымыта… -Когда опаздывают…
3. Желание -Мне хотелось бы порядка в доме… -Я хочу встречаться вовремя…
4. Последствие - И тогда мы сможем найти общий язык. - И тогда наши отношения будут теплее.

 

 

Шесть шагов беспроигрышного метода решения конфликтов по Т. Гордону

Шаги Цели Действия
1. Распознавание и определение конфликта Вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы Чётко и немногословно сообщить ребёнку, что существует проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка необходимо
2. Выработка возможных альтернативных решений Собрать как можно больше вариантов решения Узнать решения ребёнка (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив.
3. Оценка альтернативных решений Помочь ребёнку высказать своё мнение по каждому варианту Предложить ребёнку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные; дать ему возможность выразить свои чувства и интересы, высказать мнение о наиболее приемлемом варианте и о том, что не устраивает (или устраивает) ребёнка в других вариантах решения конфликта
4. Выбор наиболее приемлемого решения Принять окончательное решение Узнать. Что думает ребёнок о совместно выбранном решении, принимает ли он этот способ. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге
5. Выработка способов выполнения решения Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения Обсудить вопросы типа: «Когда начнём? Кто будет следить за временем? Каковы будут критерии качества выполняемой работы?», и т.п.
6.Контроль и оценка его результатов Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения Интересоваться у ребёнка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях по поводу результатов решения (они могут изменяться). Пересмотреть или скорректировать решение, если это потребуется

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: