Методики
В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся 9 А класса (19 человек 12 девочек и 7 мальчиков).
Первый этап исследований проходил в ноябре 2019 года. Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выбор контингента испытуемых, подбор методик, оформление первой главы.
Второй этап исследования проходил в феврале 2020 года. Проводился сбор фактического материала, обработка материалов исследования.
На третьем этапе (март 2020 года) проводилось оформление материалов исследовательской работы.
Рисование – творческий акт, в котором дети могут выразить свои эмоции и чувства, поэтому в основу исследования легли проективные методики. В связи с тем, что предметом исследования выступают возрастные страхи школьников и их семейные взаимоотношения, были подобраны соответствующие методики:
1. Проективная методика «Нарисуй свой страх»
2. Тест школьной тревожности Филлипса.
3. Тест «шкала Либовица для оценки симптомов социальной фобии».
|
|
4. Тест «личностная самооценка Спилбергера».
5. Тест «Шкала тревожности» Кондаша.
Проведение исследования
Описание методов диагностики.
1. Проективная методика «Нарисуй свой страх»
Эта методика была проведена с детьми 9 А класса и позволила выявить преобладающие страхи у школьников.
Учащимся было предложено нарисовать несколько своих самых ярких страхов в детстве и в данный момент. По окончании рисования была проведена беседа.
По результатам исследования были выявлены страхи, соответствующие возрасту.
2. Тест школьной тревожности Филлипса.
Эта методика была проведена со школьниками 9 А класса. Учащимся было предложено пройти опрос для оценки тревожности.
Тест помог изучить уровень характера тревожности у среднего школьного возраста.
3. Тест «шкала Либовица для оценки симптомов социальной фобии».
Эта методика была проведена со школьниками 9 А класса. Учащимся было предложено пройти опрос для оценки тревоги.
Шкала Либовица помогает оценить степень социальной тревоги или социофобии.
4. Тест «личностная самооценка Спилбергера».
Эта методика была проведена со школьниками 9 А класса. Учащимся было предложено пройти опрос на выявление личностной и ситуативной тревожности.
5. Тест «Шкала тревожности» Кондаша.
Эта методика была проведена со школьниками 9 А класса. Учащимся было предложено пройти опрос на определение уровня личностной тревожности.
Выводы
В результате проведённого исследования для школьников 9 А класса выявлено, что наиболее выраженным у подростков оказался страх сдачи экзаменов. При сравнении проявления страхов у девушек и юношей можно сделать вывод, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах.
|
|
В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.
Результаты методики личностной самооценки Спилбергера показали, что дети со сниженной личностной самооценкой более подвержены страхам чем те, у которых адекватная самооценка. Также этот вывод подтверждает результаты школьного теста тревожности Филлипса. Неуверенные в себе подростки больше подвержены страхам тревожности (например школьной). Это связано с неуверенным поведением, низкой самооценкой.
Результаты проективной методики показали, что подростки, подверженные страхам использовали в рисунках более тёмные краски, нарисованные объекты страхов-крупные.
Заключение
Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:
Страхи–это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. С возрастом количество страхов у подростков уменьшается.
Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы.
Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях. Всегда есть такие люди, которые могут оказать помощь в ситуации, когда страшно.
С помощью подобранного диагностического инструментария было выявлено, что подростки, подверженные страхом, обычно с заниженной самооценкой, имеющие негативный опыт в детстве, у которых надвигается школьная тревожность.
Список использованной литературы
1. Прихожан А.М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.
2. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М., 1997.
3. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. - СПб.,2001.
4. Айзенк Г. Структура личности. - СПб, 1999.
5. https://school-science.ru/7/8/39677
6. https://relife.blog/chego-boyatsya-podrostki/
7. https://educontest.net/ru/
Приложение