Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года.
Определять и описывать но карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов.
Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.
Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.
Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты
Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды
Урок 4. Движения воды в Океане
Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод.
Практическая работа по описанию вод Мирового океана на основе анализа
|
|
карт.
Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана.
Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.
Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана.
Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения
Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек
Урок 5. Реки
Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек.
Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы.
Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт
Озёра, водохранилища, болота
Урок 6. Озёра и болота
Озёра, их разнообразие. Водохранилища. Болота.
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.
Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира.
Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость
уровня грунтовых вод от климата, особенностей горных пород. Минеральные воды
Урок 7. Подземные воды
Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.
Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», Артезианские воды».
|
|
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека
Урок 8 Ледники и многолетняя мерзлота
Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Ледники—главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Оледенения.
Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты.
Описывать географическое положение областей оледенения.
Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты
Человек и гидросфера. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения
Урок 9. Человек и гидросфера
Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод.
Практическая работа «Описание реки своей местности»
Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними
Урок 10. Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли»
Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока;
— подготовленное обсуждение Проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги». Учебник, с. 100;
— выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 56-63;
Урок 11. Атмосфера
Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы.
Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».
Объяснять значение атмосферы.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды
Нагревание атмосферы, температура, распределение тепла на Земле. Построение графиков изменения температуры
Урок 12. Температура воздуха
Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект.
Практическая работа «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды».
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды.
Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур.
Анализировать графики годового хода температур.
Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.
Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей.
Выявлять изменение температур по широте на основе анализа карт
Влага в атмосфере. Облачность и её влияние на погоду. Построение графиков изменения облачности