Правила работы с люксметром

Инструкция к самостоятельной работе студентов в рамках дистанционного обучения

Изучите теоретический материал по теме занятия, обратив внимание на основные понятия темы, которые изложены в ФОС, используя рекомендуемую для изучения литературу.

Оформите занятия по предложенному Вам варианту, решив ситуационные задачи и практическую часть занятия. Прикрепите занятие в ОДНОМ файле формата Word, в который необходимо вставить фотографию (Функция: Вставка рисунок) Вашей тетради с выполненным заданием, каждая страница подписывается (Фамилия исполнителя). Файл с обозначением ФИО, и группы отправить старосте, который отправляет файл (папку) на электронную почту преподавателя в день прохождения занятия по Вашему расписанию. Каждое ЗАНЯТИЕ оформляется отдельным файлом.

Итоговое тестирование по всем темам цикла проводится на аудиторном занятии.

ЦИКЛ 1

Занятия № 1- аудиторное, проводится на кафедре, № 2,3-самостоятельное изучение, с контролем тем на аудиторном обучении,№4-проводится онлайн. (Порядок тем оговаривается со своим преподавателем)

Практическое занятие №1.

Тема:  Гигиеническая оценка микроклимата больничных помещений (аудиторное)

Вопросы для рассмотрения:

1.    Понятие о микроклимате и факторах его составляющих. Приборы, методика измерения.

2. Виды микроклимата, влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека (переохлаждение, перегревание)

3.Химическая и физическая терморегуляция.

4. Гигиеническое обоснование и нормирование параметров микроклимата в различных отделениях больницы.

5. Комплексная оценка микроклимата методом эквивалентно-эффективных температур.

6. Гигиеническая характеристика существующих систем отопления.

Содержание практической работы: методика описана в. Пивоваров Ю.П. Руководство к практическим занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423с; Практикуме к лабораторно-практическим занятиям по общей гигиене для студентов медико-профилактического факультета 1 часть.

1. Определение температуры воздуха в помещении.

2. Определение влажности воздуха психрометром Ассмана.

3. Определение охлаждающей способности воздуха кататерометром.

4. Определение скорости движения воздуха расчетным методом через охлаждающую способность воздуха.

5. Комплексная оценка микроклимата методом эффективных температур.

6. Решение задач.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

1     1. Гигиена: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования, обуч. по специальности "Леч. дело" дисциплины "Гигиена" / ред. П. И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с.: ил.

2     2. Гигиена с основами экологии человека: учебник / Архангельский В.И. и др.; под ред. П.И. Мельниченко. – - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 752с.

Дополнительная литература

1     Гигиена: Учебник, / Под ред.акад. РАМН Г.И. Румянцева.- 2-у изд., перераб и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 608с.

2     Большаков А. М. Общая гигиена: учеб. пособие для вузов/ А. М. Большаков, В. Г. Маймулов. -М.: Гэотар-Медиа, 2009. -736 с.: ил.

3     Пивоваров Ю. П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов/ Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. -М.: Академия, 2006 -528 с.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к практическим занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423с.

5. СанПиН 2.1.3.2630 - 10 «Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

 

 


 


Практическое занятие №2

Тема:  Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения помещений.

 

Вопросы для рассмотрения:

1.    Солнечная радиация, ее спектральный состав и значение для человека. Биологическое значение видимой, инфракрасной и ультрафиолетовой части солнечного спектра, их волновая характеристика.

2.    Факторы, влияющие на уровень естественного освещения в помещениях. Типы инсоляционных режимов. Внешние и внутренние факторы, влияющие на освещенность рабочего места.

3.    Показатели, характеризующие состояние естественного освещения, их нормативы для жилых зданий, школ, больниц. Понятие о СК, КОЕ, углах отверстия, падения, коэффициенте заложения.

4.    Гигиенические требования к искусственному освещению. Понятия о комбинированном и совмещенном освещении.

5.    Методы оценки естественного и искусственного освещения. Устройство люксметра. Методика оценки освещенности при помощи люксметра. Методика определения СК, КОЕ, угла отверстия, угла падения, коэффициента заложения.

6.    Способы определения зрительного утомления.

 

Содержание практической работы.

Кратко опишите в рабочих тетрадях:

Название работы; 2. Ход работы 3. Нормативы, если таковые имеются.

Методика определения подробно написана в Практикуме к лабораторно-практическим занятиям по общей гигиене для студентов медико-профилактического факультета 1 часть.

1. Определение светового коэффициента (определить в помещении, где вы проживаете)

2. Определение КЕО на рабочих местах при помощи люксметра (записать методику в рабочих тетрадях теоретически)

3. Определение угла падения и угла отверстия на рабочем месте (определить в помещении, где вы проживаете)

4. Определение искусственной и совмещенной освещенности на рабочем месте при помощи люксметра (записать методику в рабочих тетрадях теоретически)

5. Решение ситуационных задач.

Правила работы с люксметром

1. При измерении необходимо:

а) расположить фотоэлемент на рабочую поверхность (она может быть горизонтальной или наклонной). Не допускается установка прибора вблизи токоведущих проводов, создающих мощное магнитное поле;

б) проверить, находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы

Для этого фотоэлемент следует отсоединить от измерителя и, в случае необходимости, подправить положение стрелки в нулевое положение при помощи корректора, который расположен на лицевой стороне корпуса;

в) подключить фотоэлемент к измерителю, соблюдая полярность, указанную на зажимах. 

2. Измерение внутри помещения следует начинать при нажатой правой кнопке, соответствующей наибольшему значению диапазонов измерения и при этом следует пользоваться шкалой 0-100.При отклонении стрелки менее 10 делений, нажать левую кнопку и отсчет показаний снимать по шкале 0-30. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициенты пересчета шкалы, в зависимости от применяемых насадок.

Например, на фотоэлементе установлены насадки К, Р, нажата левая кнопка, стрелка показывает 10 делений по шкале 0-30, Измеряемая освещенность равна

10 х 10=1000 лк.

3. Измерение естественной освещенности внутри помещения, вблизи светопроемов и снаружи проводить с поглотителем,

4. Погрешность люксметра имеет максимальную величину в начале шкалы. Поэтому для большей точности измерений при незначительном отклонении стрелки рекомендуется переходить на меньший предел измерения.

5. При проведении измерения в помещениях, освещенных люминисцентными лампами, показания люксметра необходимо умножить на поправочный коэффициент. Для марки ДС (дневного света) поправочный коэффициент К=0,9; для марки БС (белого света) поправочный коэффициент К=1,1. При определении естественной освещенности поправочный коэффициент приближенно равен 0,8. 

По окончании работы фотоэлемент следует отключить от гальванометра и закрыть его насадкой Т.

 

№1 Определение коэффициента естественной освещенности (КЕО)

КЕО представляет собой отношение естественной освещенности в помещении к одновременно замеренной горизонтальной освещенности на открытом месте, выраженное в процентах.

Измерение КЕО проводят в соответствии с ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности.

Для измерения КЕО выбирают дни со сплошной равномерной десятибалльной облачностью, покрывающей весь небосвод. В районах, расположенных южнее 48° с.ш., измерения КЕО допускается проводить без учета балльности в дни сплошной облачности, покрывающей весь небосвод. Искусственное освещение в помещениях на период измерений выключают.

Контрольные точки размещают на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности (или пола). Первую и последнюю точки принимают на расстоянии 1 м от поверхности наружных стен и внутренних перегородок (или оси колонн).

Количество контрольных точек должно быть не менее пяти. В количество контрольных точек должна входить точка, в которой нормируется освещенность.

При определении коэффициента естественной освещенности проводят одновременные измерения освещенности в контрольных точках внутри помещений и наружной освещенности на горизонтальной площадке, освещаемой всем светом небосвода (например, снаружи на кровле здания или на другом возвышенном месте).

КЕО= естественная освещенность в помещении  * 100%

горизонтальная освещенность вне помещения

 

КЕО в каждой точке помещения - величина постоянная, т.к. освещенность внутри помещения прямо пропорциональна наружной освещенности. Для различных помещений в зависимости от характера зрительной работы установлены гигиенические нормативы минимально допустимых КЕО. Так, оптимальное естественное освещение классных комнат, лабораторий и врачебных кабинетов достигается при величинах КЕО 1,2-1,5%.

 

№2 Определение светового коэффициента (СК)

Световой коэффициент представляет отношение световой (застекленной) поверхности всех окон к площади пола. Для вычисления светового коэффициента измеряют застекленную поверхность окон (без рам и переплетов) и делят ее на площадь пола.

Удовлетворительная естественная освещенность обеспечивается СК, равным для классных комнат и лабораторий до 1:5, больничных палат – 1:7, жилых комнат - до 1:10.

№3 Определение угла падения и угла отверстия на рабочем месте

Угол падения световых лучей на рабочую поверхность образован двумя прямыми: первая - соединяет точку на рабочем месте с верхним краем окна; вторая - точку на рабочем месте с нижним краем окна. Считаем, что высота рабочего места (стола) и высота подоконника совпадаюта) Норма - не менее 270.

Измерить высоту окна (СВ), расстояние от окна до рабочего места (АВ).

б) Найти отношение высоты окна к расстоянию от окна до рабочего места – тангенс угла падения (<α):

ДВ/ВА= tg <α

в) По таблице тангенсов найти значение угла падения.

ЗНАЧЕНИЯ ТАНГЕНСОВ

tg

угол (град)

tg

угол (град)

tg

угол (град)

tg

угол (град)

tg

угол (град)

tg

угол (град)

0,02

1

0,29

16

0,6

31

1,03

46

1,8

61

4,01

76

0,03

2

0,31

17

0,62

32

1,07

47

1,88

62

4,33

77

0,05

3

0,32

18

0,65

33

1,11

48

1,96

63

4,71

78

0,07

4

0,34

19

0,67

34

1,15

49

2,05

64

5,15

79

0,09

5

0,36

20

0,7

35

1,19

50

2,15

65

5,67

80

0,11

6

0,38

21

0,72

36

1,23

51

2,25

66

6,31

81

0,12

7

0,4

22

0,75

37

1,28

52

2,36

67

7,12

82

0,14

8

0,42

23

0,78

38

1,33

53

2,48

68

8,14

83

0,16

9

0,45

24

0,81

39

1,38

54

2,6

69

9,51

84

0,18

10

0,47

25

0,84

40

1,43

55

2,75

70

11,43

85

0,19

11

0,49

26

0,87

41

1,48

56

2,9

71

14,3

86

0,21

12

0,51

27

0,9

42

1,54

57

3,08

72

19,08

87

0,23

13

0,53

28

0,93

43

1,6

58

3,27

73

28,64

88

0,25

14

0,55

29

0,97

44

1,66

59

3,49

74

57,29

89

0,27

15

0,58

30

1

45

1,73

60

3,73

75

90

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: