Централизованная экономика

Централизованная экономика носит такое название потому, что все экономические решения принимаются центральным экономическим органом страны (в СССР этот орган назывался Госплан). Государственный план является инструментом административного управления экономикой: он обязателен для выполнения всеми предприятиями страны. Именно поэтому централизованная экономика имеет еще несколько названий, которые можно встретить в экономической литературе: плановая, административно-командная, командная, командно-административная.

 

У централизованной экономики - две основы: государственная собственность на все виды ресурсов (за исключением труда) и иерархия, т.е. подчинение всех предприятий вышестоящим органам государственного управления.

Возникновение централизованной экономики – результат желания людей достичь всеобщего равенства и справедливости в распределении продуктов труда. Исторический «эксперимент» с такими целями был реально осуществлен в стране с названием Союз Советских Социалистических Республик (СССР), некоторых странах Восточной Европы (Румыния, Чехословакия, Венгрия, Югославия и др.) и ныне существует в Северной Корее и на Кубе.

В странах с централизованными экономиками на все три главных экономических вопроса отвечает государство. Мы будем рассматривать модель централизованной экономики на примере исторического опыта России, т.е. речь пойдет преимущественно о модели управления экономикой СССР, частью которого Россия являлась до 1992 года.

1. ЧТО производить. Государственный план устанавливает номенклатуру (список, перечень) товаров и услуг, которые должны быть произведены за определенный промежуток времени (год, три года, пять лет) и их количество. Заданное для производства количество товаров распределяется по министерствам, которые, в свою очередь, делят его между регионами и отдельными предприятиями. В отдельных случаях может быть принято решение о строительстве новых предприятий, в том числе для производства товаров, которые раньше не выпускались. Например, 20 июля 1966 года в СССР было принято решение о строительстве Волжского автомобильного завода (ВАЗ), который должен был выпускать автомобили для населения.

2. КАК производить. Государственный план устанавливал не только номенклатуру товаров, но и план по геологоразведке, добыче природных ресурсов, план по их переработке (например, по выплавке стали и чугуна), план по выпуску станков, комбайнов, технологических линий, план по подготовке специалистов всех профилей.

Государственные органы решали, какая будет использована технология по производству того или иного товара: в одних случаях использовались существовавшие ранее технологические линии (так, Бабаевская кондитерская фабрика до недавнего времени использовала оборудование купца Абрикосова А.И., установленное в конце 19-го века), в других – оборудование закупалось за границей, в третьих – научным учреждениям страны давался план… по изобретениям, в том числе и в области технологий. Удивительно, но факт: новые технологии действительно создавались и внедрялись в производство.

 

Разве можно запланировать изобретение?

 

Запланировать – можно, выполнить план – сложно. Если исходить из того, что план – это привязка действия ко времени, то планирование серьезного изобретения или открытия напоминает распорядок дня барона Мюнхгаузена: «после обеда – подвиг». Тем не менее, имея ресурсы, можно создать такие условия, при которых реальные изобретения рано или поздно появляются, независимо от намеченного плана. Одним из таких условий является наличие людей, получающих заработную плату за умственный труд и освобожденных от иных повинностей. Далее действует закон больших чисел: чем больше таких людей, тем больше среди них действительно талантливых и тем больше шансов получить реальный интеллектуальный продукт. Много НИИ (научно-исследовательских институтов), где работало много людей, создавалось в СССР в 70-е годы. Научные труды, созданные в эти годы, остаются актуальными и поныне.

 

Что касается выполнения научных планов, то и в этой сфере существовала своеобразная технология: работы выполнялись независимо от плана, но отчеты об их выполнении публиковались строго по графику, к указанной дате. Контролировать умных людей сложно: было и так, что научная лаборатория планировала в течение года выполнить работу, которая уже давно была готова. Так делали для того, чтобы было время работать над чем-нибудь нужным, но «незапланированным». «Наука – это удовлетворение собственного любопытства за государственный счет», - шутили ученые.

 

А как в централизованной экономике распределялись товары и услуги?

 

Вопрос ДЛЯ КОГО решался, как и положено: по плану. В СССР торговые предприятия страны (магазины) получали установленное планом количество товаров, которое продавалось по ценам, назначенным государством. Товары и цены были одинаковыми на всей территории страны. Во многих семьях еще остались вещи «советских» времен (книги, посуда) с изображенными на них ценами. Если товаров было намного меньше, чем желающих их купить, применялось специальное распределение: карточки, магазины для отдельных категорий людей или «закрытые» города, куда нельзя было свободно приехать тому, кто там не живет. В остальных случаях использовалось распределение по очереди. Люди знали: если в магазине нет очереди – значит, там нет товаров.

 

Если в магазин поставляли товары, которые люди не хотели покупать, то цены на них магазин снизить не имел права, - через некоторое время такие товары либо уничтожали, либо передавали обратно поставщику для дальнейшей переработки.

Заработные платы всех категорий работников также устанавливались государством и у большинства профессий мало отличались. Доходы людей позволяли приобретать товары первой необходимости (еду, одежду), но жилье в городе купить было нельзя: оно выдавалось бесплатно по специальным правилам и нормам распределения. Очень трудно было приобрести автомобиль: во-первых, его цена была приблизительно равна 40 месячным зарплатам, а во-вторых, нужно было иметь право (разрешение) его купить, которое, в свою очередь, распределялось государством.

 Известный венгерский экономист Янош Корнаи доказал, что централизованная (плановая) экономика всегда существует в условиях дефицита товаров и услуг, необходимых потребителям, и не может создать условий для свободного выбора.

В СССР цена товара не выполняла свою работу: тот, у кого много денег, далеко не всегда мог купить необходимый товар. Для получения доступа к товарам и услугам использовались «неэкономические» методы: «дружба» с продавцами магазинов и управляющими, налаживание «связей» с людьми, которые могли из своей политической деятельности извлекать прямую экономическую выгоду, и другие.

Историки и экономисты в целом характеризуют централизованную экономику как неэффективную, потому что в такой экономике не существует механизмов управления, позволяющих извлекать наибольшую выгоду при наименьших затратах. Производители товаров не могут использовать иную технологическую линию, кроме той, которую закупило государство; они не заинтересованы в прибыли – важно только выполнить государственный план; они не могут повысить цену, даже когда покупатели согласны платить больше, и не могут снизить ее, чтобы быстрее продать товар. Кроме того, в условиях назначаемых цен сложно определить реальную стоимость того или иного ресурса, используемого в производстве.

С другой стороны, централизованную экономику отличают предсказуемость и социальная защищенность: доступ к минимальному количеству благ гарантирован государством.

 

Либо равенство, либо – свобода выбора?

 

Возможно. Во всяком случае, в том, что платой за свободу выбора является неравенство, сомневаться не приходится. Этот факт иллюстрирует третий тип экономической системы – рыночная экономика.

 



Рыночная экономика

Рынок мы будем рассматривать как совокупность взаимоотношений между продавцами и покупателями по поводу покупки или продажи товаров (услуг).

Следовательно, рыночная экономика – это такая экономика, в которой главными действующими лицами являются покупатель и продавец. Логику поведения покупателя экономисты называют словом «спрос», а продавца – словом «предложение». Позже мы рассмотрим эти понятия более детально.

При ответе на три главных вопроса экономики роли продавцов и покупателей разделены:

ЧТО будет произведено – решают, главным образом, покупатели. Если им нужны какие-либо товары или услуги – продавцы их будут поставлять на рынок, а производители – производить. Чем выше цена, которую покупатели готовы заплатить за товар, тем больше продавцов захотят его продавать.

Мы знаем, что желания покупателей постоянно меняются, а их готовность платить за товары зависит от разных обстоятельств. Именно поэтому продавцы и производители, анализируя спрос, выбирают для производства в первую очередь те товары, которые дешевле, легче и быстрее изготавливать из имеющихся ресурсов.

Таким образом, в решении вопроса «ЧТО?» принимают участие и покупатели, и продавцы, т.е. ответом на его являются спрос и предложение.

КАК производить – решают только производители. Они выбирают такие ресурсы, которые дешевле и доступнее, ту технологию, которая даст максимальную отдачу при наименьших затратах, нанимают квалифицированных работников. Эффективность - максимальная отдача при наименьших затратах – главный принцип поведения производителей в рыночной экономике.

Эффективность производства - условие, при котором производитель может получить или увеличить прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: