Она свидетельствует о том, что психические функции человека формируются не одновременно. При любых даже самых благоприятных условиях разные психические процессы и функции не находятся на одном и том же уровне развития.
На каждом возрастном этапе происходит появление, преобразование или исчезновение какой-либо психической функции или личностного свойства. Сначала развиваются простые психические функции, а затем сложные образования психики.
Л.С. Выготский понятие о доминирующей функции, которая в каждом возрасте своя.
Доминирующая функция – это психический процесс, от которого зависят остальные процессы.
Восприятие – доминирующая функция раннего возраста (1- 3 года)
Память – является доминирующей функцией в дошкольном возрасте.
Мышление - является доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.
Воображение, фантазия - доминирующая функция в подростковом возрасте.
Неравномерность развития проявляется также в:
- сензитивных периодах развития (наиболее благоприятных);
- явлениях ЗПР (задержка психического развития);
- детская одаренность (превышение норм развития на 30%);
- акселерация (ускорение физического и психического развития новых поколений по сравнению с предыдущим.)
«Метаморфозы» в развитии – скачок; психическое развитие не сводится только к количественным изменениям, а предполагает и качественные изменения, превращения.
неравномерность, неустойчивость, сензитивность развития - ( период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания).
Такая закономерность психического развития как сочетание процессов эволюции (появление новых) и инволюции («обратное развитие», исчезновение старых) понимается следующим образом.
Возникшие психические функции на определенном возрасте не останавливаются и не исчезают в своем развитии. Они совершенствуются или вплетаются в более сложные психические образования (к примеру, человек, научившись говорить, уже не лепечет; ползание, когда-то активно используемое, применяет в исключительных случаях).
Процессы «обратного развития» как бы вплетаются в ход эволюции. Если же инволюционные процессы запаздывают, то наблюдается инфантилизм (сохранение старых детских форм поведения, психики, черт на последующих возрастных этапах.)
По Крутецкому - интеграция психики в ходе развития:
по мере развития психики человека преобразуется целостность, устойчивость, постоянство.
Пластичность и возможность компенсации:
при слабости или дефектности одной психической функции, стремительно, усиленно развивается другая.
Закономерно происходит чередование стабильных и кризисных периодов психического развития человека.
Это означает, что возрастные этапы характеризуются и сменяются стабильностью развития и наличием кризисов.
Для стабильных периодов психического развития характерно плавное течение процесса, без резких сдвигов и перемен в психике и поведении человека. В это время происходят изменения (эволюционные), но они минимальные и малозаметные для окружающих. Такие периоды стабильности психического развития занимают большую часть жизни человека и длятся несколько лет, чередуясь с кризисными периодами.
Кризисные периоды развития психики, напротив, протекают болезненно для человека и его окружения.
Они по времени короткие, длятся от нескольких месяцев до 2-3-х лет. Изменения (революционные), которые появляются в это время, более глубокие и заметные для окружающих. Сдвиги, происходящие в развитии психики в кризисные периоды, могут носить и негативные характеристики. Появление кризисов возрастного развития сигнализирует о нормальном психическом созревании, при этом отмечается важность столкновения внутреннего с внешним миром.
В настоящее время добавляются еще такие закономерности психического развития:
· кумулятивность, то есть накопление в ходе роста психических свойств и процессов на определенной стадии развития, в ходе которого отдельные психические функции накладываются друг на друга и приводят к качественным изменениям в своем развитии;
Кумулятивность - накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
· дивергентность-конвергентность, что обозначает повышение разнообразия психических функций и свойств, действий и признаков на основе их постепенного расхождения (конвергентность);
Дивергентность - многообразие появляющихся в ходе психического развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.
Конвергентность (сходство, сближение, свёртывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения).
· Сензитивность, которая характеризует оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.
Ученые данную закономерность еще определяют как сензитивный период развития, то есть время наибольшей чувствительности психики к определенного рода воздействиям, в результате которых идет усвоение и становление нового.
Неиспользование таких периодов в развитии приводит к задержке и различным нарушениям в становлении личности и высших психических функций.
Отклонения в психическом развитии |
| ||