Онцептуальное и неконцептуальное познание

Следующие термины, которые часто сбивают с толку, – концептуальный (rtog-pa) и неконцептуальный (rtog-med). Очень важно знать смысл этих слов в буддийском контексте. Это различные способы восприятия, или познания объекта. Концептуальное познание происходит с помощью категорий. Я уже говорил о них, приводя пример с формами для теста.
Категории разделяются на разные типы, и один из них – звуковые категории (sgra-spyi). Это необязательно должен быть звук слова. Это может быть звук будильника, у которого тоже есть смысл. Категория может включать множество вещей. Слово не относится лишь к одной вещи во всей вселенной. Нам пришлось бы непросто, если бы для каждой, даже самой небольшой вещи потребовалось бы своё слово. Например, если бы не было слова «стол» и для каждого стола нужно было использовать отдельное слово. Вот что такое категория, в данном случае категория «стол». Это просто звуковой паттерн: «с-то-л», какой-то совершенно произвольный звук, который издавали неандертальцы или кто-то ещё, и они решили: «Хорошо, будем считать это словом, и эта категория будет относиться к таким-то предметам». Во-первых, у нас есть словесная, или звуковая категория. Это очень интересно: нам неважно, каким голосом произнесено слово и как быстро. Слово можно произнести высоким голосом, низким голосом, громко, тихо, детским голосом, но оно остаётся словом. Неважно, как оно написано (это ещё более удивительно). Дело не в том, что мы произносим разные слова каждый раз, когда говорим «стол». И когда другие люди произносят слово «стол», это не какое-то другое, несвязанное слово. Это звуковая категория. Иногда это называют «общим», но, я думаю, будет понятнее, если называть это категорией.

Далее, есть смысловая категория (don-spyi). На тибетском то же самое слово относится к другому типу категории – к категории объекта, однако между ними есть разница. В эту категорию включены все объекты, к которым относится звуковая категория, например звуковая категория «стол». Смысловая категория включает все объекты, которые можно достоверно назвать столами. Соответственно, в эту категорию попадут не все объекты во вселенной. У смысловых категорий есть определения, и вещи должны соответствовать определениям: чтобы относиться к категориям, они должны обладать определяющими характеристиками. Но определения – просто условности, придуманные людьми. Например, что стол – это плоский объект с ножками, на который можно что-нибудь поставить. Очевидно, этому определению будет соответствовать множество предметов. Слово «стол» относится больше, чем к одному предмету.

Хотя в тибетском для смысловой категории и категории объекта используется одно и то же слово, в познании живого существа категория объекта – это необязательно категория смысла какого-то слова. Например, у коровы есть категории объектов «хлев», «мой телёнок» и так далее. Но для коровы ­– это не смысловые категории слов. Это смысл соответствующих слов для людей. Тем не менее, корова знает, что такое еда, съедобное. Корова понимает разницу между едой и асфальтовой дорогой. Она воспринимает разные типы травы как «еду». Это категория объекта, но не смысловая категория, хотя она соответствует смысловой категории человеческих слов. У собак есть умственные голограммы запахов. Откуда собака знает, что один из запахов принадлежит её хозяину? Как она понимает, что это запах её хозяина, каждый раз, когда она его чувствует? Есть ментальное восприятие запаха, его категория и голограмма «запах моего хозяина», и каждый раз собака понимает, что это запах её хозяина. При этом она не пользуется словами.

Если познание объекта происходит с помощью категории, это концептуальный процесс. Однако у самих категорий нет формы. Поэтому кроме категории существует дополнительная ментальная голограмма – голограмма того, что представляет для нас эту категорию. То есть существует две ментальные голограммы, и та, которая представляет категорию, с точки зрения гелуг является полупрозрачной. Она накладывается, или проецируется, поверх первой голограммы, когда мы, например, что-либо видим, и, поскольку она полупрозрачна, одновременно с ней мы также воспринимаем ментальную голограмму внешнего объекта, но менее ясно.

Даже когда мы думаем, возникает ментальная голограмма, которая представляет или зрительный образ категории объекта, или звук звуковой категории. Эти ментальные голограммы также полупрозрачны. Очевидно, объект, о котором мы думаем, необязательно должен находиться в этот момент рядом с нами, но с точки зрения тибетцев у нас всё равно происходит познавательная вовлечённость. Когда я думаю о своей матери, происходит познавательная вовлечённость, хотя она умерла шесть лет назад и, конечно, не может находиться рядом со мной. Присутствует ментальный образ, ментальная голограмма, и затем возникает категория «моя мать». Но я не просто думаю о ментальной голограмме: я думаю о своей матери. Её образ не будет очень чётким, потому что это смешанная голограмма. Даже если я буду визуализировать свою маму идеально, образ не будет таким же чётким, как если бы я видел её лично.

Вот что имеется в виду под концептуальным и неконцептуальным. У животных также есть концептуальное познание, и оно необязательно интеллектуальное. «Интеллектуальное» – это западное слово, западное печенье. Оно не соответствует печенью из буддийской формы.

 


Мышление

Последнее слово, которое я хотел очень кратко обсудить, – это слово «думать». Что такое мышление? Обычно под этим словом мы понимаем только вербальное мышление и обычно имеем в виду целые мыслительные цепочки. Но в случае с любым восприятием объекта – правильным или неправильным, уверенным или неуверенным, – если оно происходит с помощью категории, это мышление. В этом смысле собака думает. Собака думает о хозяине, например о запахе хозяина, и использует категорию «мой хозяин». У неё нет слов. Конечно, это не интеллектуальный процесс. С буддийской точки зрения даже один момент, одна секунда такой умственной деятельности – это мышление. Мышление необязательно должно включать цепочки рассуждений.

Расшифровка семинара (Мексика, Морелия, апрель 2004 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: