Третья фаза круга: рассмотрение возможных вариантов решения

Хранитель запускает обсуждение и просит высказаться о возможных способах решения проблемы. Обычно проходит несколько раундов обсуждения. Хранителю и волонтерам важно направлять разговор на принятие ответственности за поиск выхода ситуации самим участникам круга. Если какое-то решение находится вне зоны компетенции участников обсуждения (например, зависят от администрации), тогда важно обсудить,как участники круга будут способствовать его реализации. Когда символ слова обошел круг и вернулся к Хранителю, он может запустить еще один раунд обсуждения, подвести итог сказанного, поднять другие вопросы, о которых говорили участники, передать символ слова другому участнику для начала нового раунда круга, либо поместить символ слова в центр круга, чтобы его мог взять любой участник, который захочет высказаться.

Четвертая фаза круга: достижение взаимопонимания и договоренности.

В круге определяются пункты соглашения и последующие шаги по нормализации ситуации. Решение поставленных на обсуждение вопросов лежит на участниках круга, хранитель и волонтеры лишь способствуют нормализации коммуникации, достижению взаимопонимания и выработке соглашения. В процессе круга его участникам делегируется ответственность за решение проблемной ситуации, поэтому круги способствуют формированию активного школьного сообщества. Не всегда в круге требуется принимать решение. Иногда достаточно прояснить ситуацию или важнее оказать человеку поддержку, проявить взаимопонимание.

Пятая фаза круга: закрытие.

Участники обмениваются мыслями о прошедшем круге. Также проводится завершающая церемония закрытия круга, которая ставит «точку» в этом процессе.

Таким образом, в урегулировании групповых конфликтов в образовательной среде круг сообщества как инновационная педагогическая технология имеет преимущества:

- налаживает отношения;

- разрушает изолированность;

- способствует открытости диалога;

-способствует поступкам, основанным на ценностях;

- создает условия для принятия ответственности;

- содействует совершенно новому способу решения проблем;

- приносит исцеление и перемены.

Круг позволяет участникам обратиться к своим ценностям и через них посмотреть на проблему. Обращение к ценностям – важный ресурс.

Круги сообщества– востребованная восстановительная программа для всех участников образовательного процесса, так как она снимает негативные эмоции, дает возможность каждому высказаться и быть услышанным, принять решения, которые бы всех устраивали, разделить ответственность за происходящее.

В Архангельской области круги сообщества чаще всего проводятся в образовательных организациях, в которых действуют Школьные службы примирения (ШСП). Специалисты отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда», которые в соответствии с распоряжением Министерства образования и науки Архангельской области» №999 от 07.06.2017 «Об организации деятельности школьных служб примирения в образовательных организациях на территории Архангельской области» курируют ШСП, широко пропагандируют применение данного метода для решения любых проблем, встающих перед детским, родительским или педагогическим сообществом. За 2018 год специалисты отделения медиации провели 9 кругов сообщества с классными коллективами по сложным случаям, 12 обучающих семинаров «Круг сообщества» для педагогов образовательных организаций Архангельской области. По данным мониторинга за 2018 год, в 46 образовательных организациях Архангельской области проводятся круги сообщества по различным проблемам.

Примером решения проблемы класса через круг сообщества может послужить следующий случай: в 6 классе одной их школ Архангельской области возникли проблемы с дисциплиной и взаимоотношениями между одноклассниками. Ребята жаловались, что в классе никто не хочет общаться друг с другом, высмеивают поведение друг друга. Девочки из класса жаловались, что мальчики их обижают и грубо себя ведут. Классный руководитель проявляла обеспокоенность сложившейся ситуацией в классе, желала помочь ребятам наладить отношения.

Специалисты отделения медиации ГБУ АО «Центр «Надежда» предложили классному руководителю провести классный час в новой форме – круг сообщества на тему «Как сделать наш класс дружнее». В результате чего конфликтная ситуация в классе была разрешена. Класс примирился и подписал план по взаимодействию и проведению мероприятий в классе.

Родители учеников и сами обучающиеся были заранее предупреждены и проинформированы о проведении классного часа в новой форме, с ними проговорили возможные вопросы для обсуждения и основную проблему, которую должен решить класс.

В ходе проведения круга ребята увидели, как переживают их одноклассники, услышали, как им бывает сложно общаться и учиться в классе, ощутили чувства, которые испытывали одноклассники, когда над ними надсмехались или не хотели общаться.

У каждого участника круга была возможность в безопасной обстановке высказать свое мнение и спросить своих одноклассников, что для них значимо. Для учеников это было очень важно и нужно, так как в классе были сложности с общением. Для классного руководителя было неожиданно и приятно, как разумно и по-взрослому могут общаться ее ученики. На круге сообщества все участники смогли услышать друг друга и высказаться.

План класса включил в себя следующие пункты:

1. Каждый ученик уважительно относится к одноклассникам и учителям.

2. Все ученики стараются соблюдать дисциплину на уроках и на переменах.

3. Для объединения класса обучающиеся организуют проведение школьного вечера по итогам четверти и похода (было прописано конкретно кто и что будет делать и в какие сроки).

Важно, что в соответствии с принципами восстановительного подхода, решение проблемы и действия по преодолению кризисной ситуации исходили от самих участников круга.

Каждый участник взял на себя ответственность за исполнение предложенных ими самими пунктов плана. Результативность выполнения обещаний повысилась, так как дети давали обещания перед лицом всего класса. Классный руководитель так же выполнил свои пункты плана.

 

 

Список использованных источников:

Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 1998. – 328 с.

 

Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004.

 

Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). - М.: Проспект, 2014.

Коновалов А.Ю. Круги поддержки сообщества как форма урегулирования групповых конфликтов, НИЛ «Ювенальных технологий», МГППУ, Центр «Судебно-правовая реформа».

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р).

Кристи Н. Конфликты как собственность.//Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 1999. С. 28-45.

Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010. – 240 с.

 

Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2017 г. N 07-7657 «О направлении методических рекомендаций»)

 

 

Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений/Практическое руководство. Под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: МОО "Судебно-правовая реформа", 2012.

 

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях, разработаны Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, Москва, 2015.

 

Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях, разработаны ФГБУ "Федеральный институт медиации", Москва, 2015.

 

Максудов P.P. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани/под общей редакцией Н.В. Путинцевой/М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2012.

 

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.


 
 nadejdaarh.ru

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: