II. Мотивация деятельности.
Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого из нас. На выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание – это сила. Именно это необходимо для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Знания мы приобретаем повсюду, этому призваны служить и уроки русского языка, в том числе и сегодняшний урок.
III. Активизация знаний и постановка целей.
Цель учебного занятия уже обозначена в теме – подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту. Недавно вы писали сочинение по тексту публицистического стиля. Практически все убедились, что это довольно трудное задание, и не зря оно дается на ЕГЭ как задание части С – задание повышенного уровня сложности. Нам предстоит хорошо потрудиться, ведь сочинение должно отвечать всем современным требованиям.
Сегодня на уроке мы будем пользоваться материалом, представленным в презентации.
IV. Деятельность учащихся на уроке.
|
|
1) Повторение изученного ранее материала.
Порядок работы над сочинением по прочитанному тексту.
- Что называется проблемой? (Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования).
- Что значит прокомментировать проблему, поставленную автором в тексте?
- Что еще должно быть обязательно в сочинении? (позиция автора, собственная позиция)
- Важен и завершающий этап работы.
Тема -это предмет речи, это то, о чем говорится в тексте;
проблема - вопрос, требующий исследования; проблемный вопрос должен быть значим для общества.
идея – это основная мысль текста, то, чему хотел научить нас автор текста.
V. Составление плана.
1. Вступление. Тезис. Формулировка проблемы, поставленной автором текста.
2. Основная часть. Доказательство.
1) Комментирование заявленной проблемы с опорой на текст.
2) Формулировка позиции автора текста по заявленной проблеме.
1. Согласие-несогласие пишущего с авторской позицией.
2. Аргументация собственной точки зрения (1 аргумент обязательно! литературный, второй аргумент может быть взят из любого источника)
3. Заключение. Вывод. Следует обратить внимание учащихся на завершенность сочинения-рассуждения. Для этого при написании заключения необходимо обратиться к началу текста и сказать об актуальности исследуемой проблемы.
После такой работы предлагаем учащимся несколько клише:
Что такое…? Вот одна из основных проблем, исследуемых автором текста….
Рассуждая о данной теме, писатель говорит о…
(Учащиеся испытывают трудности при комментировании проблемы: здесь не должно быть пересказа текста, рассуждения по всем проблемам, рассказа о действиях героев. Что можно посоветовать в этом случае? Можно вывести своеобразную формулу: взять одно ключевое предложение из текста, плюс 5-6 своих предложений по проблеме)
|
|
Размышляя таким образом, автор текста подводит нас к основной мысли: (формулировка позиции автора текста - это ответ на проблемный вопрос)…
Мне понятна позиция автора текста, и я с ним полностью согласен (а)
Вспомним произведение (название произведения и его автора)
Кроме того, хочется обратить внимание на…(2 аргумент)
Таким образом, можно прийти к выводу, что… (возвращаемся к вступлению)
Проблема, исследуемая автором текста, актуальна и для современного общества.
VI. Итог работы.
VII. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по драме «Гроза»: «Какие мысли и чувства будит во мне драма «Гроза?»
Урок № 8
Тема: Драма А. Н. Островского «Бесприданница».
Цели: знакомство учащихся с той исторической обстановкой, с общественной жизнью 70-ых годов ХIХ в., которая повлияла и создала почву для написания новой пьесы, с новыми типами характеров, показать, какое значение имела эта пьеса для самого автора.
Ход урока