Ц е л ь у р о к а: вспомнить основные понятия раздела; закрепить навы ки работы с различны ми слова рями.
1. Прове рка дома шнего зада ния.
11. Воп рос уч ителя: слово изучает и лекси ка, и морфологи я.
В чем же разн ица? Докажите на 2-3 при мерах.
111. За пись слов.
Гора, гореть; травить, тра ва; подросла, росистый;. жаль, жало; частич ный, часто; рядовой, рядом.
- Я вляются ли данные слова однокоренн ыми? (Нет, это сло ва с омон имичными корням и.)
- Какое действие надо выполнить, прежде чем подобрать од нокорен ное сЛово для п рове рки написа н ия безуда рной гласной в корне? (Определить его лексическое значение.)
IV. Запись предложен ий, в которых учащиеся к словам с орфо гра ммой - гласной в корне подби ра ют прове рочн ые, учитывая значе ние слова (или корня).
1) Далеко-далеко колокол ьчик звенит. 2) Туристы к вече ру должн ы были спуститься в долину. 3) По пути им пришлось преодолеть м ного пре-
1 См.: Р о г о ж н и к о в а Р. П.. К а р с к а я Т. С. Школьный слова рь уста ревших слов русского языка.- М., 1996.
|
|
пятствий. 4) Растение развивалось плохо в здешнем климате. 5) Закрепи полозья саней, чтобы они не скрипели. 6) Ребята умоляли отпустить их на всю ночь на рыбалку, и мать скрепя сердце согласилась.
- Приведите синонимы к слову умолять.
- Как называется выражение скрепя сердце? Какое толкова - ние его дает «Школьный фразеологический словарь русского язы ка» В. П. Жукова (М., 1980 или последующие издания).
- В указанном словаре при объяснении значения данного фразеологизма («неохотно, вопреки желанию») дается помета·- разг. Что это значит?
- Приведите примеры других фразеологических оборотов, объясните их значение.
V. Работа со словарем.
- Если значение слова неизвестно, где его можно узнать? (В толковом словаре.)
- Найдите в толковом словаре учебника значения слов амфи театр, марафонец. Что рассказал вам толковый словарь об этих словах? (Закрепление умения «читать» слова рную статью.)
- Какие признаки указывают на то, что это слова за имство ванные? (Слово начинается с буквы а1 наличие буквы ф.) Устно составьте с данными словами предложения.
- Расскажите о словах рыца рь, шарманка, используя сло варь учебника.
- Какие из данных слов многозначные? однозначные? На что указывают пометы в словаре к данным словам?
- Какие слова ри, кроме толковых, вам известны? Ккую ин форма цию о слове вы можете из них извлечь? (Желательно, что бы ответы школьников были подкреплены примерами из разных лингвистических словарей.)
VI. Найдите ошибки в словоупотреблении.
Па мятный подарок, памятная встреча, памятная запись, памятный су венир; на первых порах, первые ша ги, первое боевое крещение, в первых строках.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: запомнить написание слов, записанных в «Словаре корней»; упр. 13.
Индивидуальные задания: подобрать из разных лингвистических словарей статьи об одном и том же слове и рассказать, что об щего в этих статьях и чем они отлича ются (слова могут быть даны учителем).