Ц е л ь у р о к а: позна комить учащихся с особенностями текста -описа ния внеш ности человека.
Беседа с классом.
- На уроках литера туры мы знакомились с понятием «портрет литературного героя». Что вы помните о литературном портрете? Для чего он вводится в произведение?
Учащиеся должны вспом нить, что писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героев, поэтому он рисует (опи сывает) их портреты.
- Какие элементы внешней ха ракте ристики может дать автор? (Описывает внешность: ли цо, фигуру, одежду, жесты.)
- Вспомните, портрет какого литературного героя описа н в от рывке.
Это был мальчик лет десяти, больше меня, худоща вый и тонкий, ка к тростинка. Одет он был в грязной руба шонке, руки держал в ка рма нах уз ких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задум чивыми глазами.
(Это портрет Валека из повести В. Г. Короленко «В дурном об ществе».)
- Ка кие элемен ты внешней ха ра ктеристи ки использова н ы В. Г. Короленко?
(Мы узнали о цвете глаз, волос, об одежде мальчика.)
|
|
- Только ли предста вление о внеш нем облике героя может дать описание его внешности? Узнаём ли мы что- нибудь из него, скажем, о жизни мальчика?
(Да, мы узнали, что это бедны й мальч ик, у него обездоленное детство, чувствуется, что за ним нет материнского ухода.)
-Докажите это. (Писатель через элементы внешней характери стики: худощавый, тонкий, как тростинка; грязная рубашонка, узкие и короткие штанишки - и показывает внутренний мир героя, и говорит о егq жизни. Он обращает наше внима ние на задумчивые глаза маль чика (говорят, что глаза - зеркало души), а ему всего лишь 9 лет.)
- Можем ли мы по этому описанию судить об отношен ии ав тора к своему герою? (Сравнен ие тонкий, как тростинка, эпи -
тет задумчивые глаза, использование слов с ласкательными суф фиксами рубашонка, штанишки - все это выражает глубокое сочувствие автора к своему герою.)
Делается вывод о том, что портрет мальчика помогает не толь ко увидеть внешность героя, но и понять его переживания, пред ставить его положение в обществе. В портрете может проявлять ся и отношение автора к своему герою.
Учащиеся еще раз убеждаются в этом, анализируя текст упр. 79.
- Выражение отношени я к своему герою мы видим и в произ ведениях живописи. (Можно продемонстри ровать реп родукции кар тин В. А. Тропинина «Портрет сына», К. П. Брюллова «Портрет Крылова», Н. Я. Я рошенко «Кочега р», В. Г. Перова «Портрет куп ца И. С. Камынина».)1
- Прочитайте отрывок из повести А. С. Пушкина «Дубров ский» (упр. 81, 2- я часть). Чем остался недоволен Троекуров? Ка ким требованиям должно отвечать деловое описание внешности че ловека? Тексты каких стилей мы создаем в таких случа ях?
|
|
Общий вывод: в описании внешности человека необходимо от метить самое яркое, особен ное, индивидуальное. Это может прояв ляться в том, как человек ходит, сидит, работает и т. д., в выра жении его глаз, улыбке и пр.
- Прочитайте текст упр. 78. Какие особенности внешности героя отмечает Ю. Нагибин? Какие детали в описании героя позволяют пи сателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце»? (Ю. Нагибин описывает в герое то, что невозможно было не заметить с первого взгляда: «парень был огненно, немыслимо яр ко- рыж и очень конопат». Именно эти особенности внешности об лика героя и раскрыва ются дальше в описании. Это прежде всего веснушки «разных видов и мастей», а затем уже глаза бутылоч но го цвета с рыжеватым отливом и рыжие пушистые ресницы. В тек сте много слов, обозначающих золотисто- рыжий цвет: огненньtе, немыслимо ярко- рыж, по золотистом у фону веснушек, глаза с
рыжеватым отливом, рыжие ресницы.)
- Потерялся мальчи к. Дежурный милиционе р попросил опи сать внешность малыша. Составьте нужное описание, использовав полезные, с вашей точки зрения, сведения из сообщенных о маль чике и доба вив недоста ющие.
Он маленький. У него светлые кудрявые волосы, озорные глаза. На нем надеты белые носки, брюки и новый свитер. Он ест мороженое «эс кимо». Когда он говорит, то немного ка ртавит букву р.
- Вы, конеч но, знаете, что самая «говорящая» деталь на ли це человека - это его глаза. Вот ряд слов, часто используемых в реч и при описании глаз. Выпишите из них те, которые ха рактери зуют не сами глаза, их цвет, форму и т. д., а взгляд. Запишите их, согласуя со словом взгляд.
1 См. также: З е л ь м а н о в а Л. М., К о л о к о л ь ц е в Е. Н. Развитие речи. Рус ский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. - М., 1997.
Бесцветные, быстрые, блестя щие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, лука вые, заспа нные, озорные, п ра вдивые, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изуча ющие, васильковые, ясные, гневные, беспо койные, беззаботные, бол ьшие, внимательные, добрые.
- Перед ва ми ряд определен ий к слову лицо. Выпишите из них те, которые позвол яют отразить состоян ие человека. Прокоммен тируйте (устно), о ка ком состояни и они могут свидетельствовать.
Круглое, худоща вое, грустное, побелевшее, багровое, краснощекое, за спанное, испуга нное, серьезное, волевое, сосредоточенное, открытое, доб рое, обиженное, порозовевшее, кумачовое, ·хмурое, злое, виноватое.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: соста вить две миниатюры, описа в внешность кого-либо из зна комых, родн ых, друзей: а) в минуту радости, огорчен ия, гнева и п р.; б) за каким - нибудь занятием, работой. Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко рассказать о том, чем вызва но это состояние героя.
У р о к 22. Действительные и страдательные причастия
Ц е л ь у р о к а: зна комство с действител ьными и страдательными при частиями; отработка умени я смыслового различения действительных и страдательных причасти й.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: предуп режден ие ошибок в употребле нии причастий; упражнен ия в конструирова нии предложений. с прича стным оборотом.
П о в т о р е н и е: пра вописа н ие гласных в оконча ниях причастий; орфо грамма в корне; зна ки преп ина ния в предложениях с причасным обо ротом.
1. Проверочна я работа.
Найдите ошибки в употреблени и причастий.
1 в а р и а н т
1.. Изумител ьно краси в был возвыша ющи й холм.
2. Загрими рова вшийся актер ждал своего выхода на сцену.
3. Охотник поймал покрытого серым пухом неоперившегося птенца.
4. Организация, строяща яся школу, ассигновала на это крупные сред ства.
|
|
11 в а р и а н т
1. Солдаты собрались у развева ющего на ветру знамени.
2. На далеко расстила ющих полях не было видно тракторов.
3. Многие выдающие люди вышли из Орловской земли.
4. В темноте слабо сверкали светя щие стрелки.
11. Слова рна я работа.
Запись в раздел слова ря «Пиши пра вильно».
Как - нибудь, исказить, копошиться, подлинный.
Уча щиеся устно составл я ют с да нными слова ми словосочета ния и предложен ия.
111. Разбор предложения По узкой тропинке, которая изви вается между скал, мы поднимаемся на площадку.
Уча щиеся дают ха ракте ристику предложения (без его предва ри тельной записи), заменяют придаточное предложение причастным оборотом, затем записывают и объясняют графически знаки пре пинания.
IV. Фронтальный опрос.
1. Что называется причастным оборотом? Его место в пред ложен ии, пунктуация при причастном обороте.
2. Как определить границы причастного оборота? (Напоминаем учащимся, что от определяемого слова к причастию можно поста вить один вопрос, от причастия к зависимым - несколько.) При ведите примеры.
3. Распространите зависимыми словами данные словосочета ния и зап ишите.
Скошенная рожь (скошенная комбайном рожь), показавшееся солнце (солнце, показа вшееся из-за туч), усыпанные дорожки (усыпанные листь ями дорожки), начерченная схема (начерченная учеником схема).
V. Объяснение нового материала.
Анализ за писа нного. действ.
Дети прочитали книгу. Дети, прочитавшие книгу. Книга,
страд.
прочитанная детьми.
Учащиеся делают вывод о том, что действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам производит дейст вие; страдательное - признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета. В словосочетание со страдатель ным причастием можно подставить слово, обозначающее, кем про изводится действие. Скошенная (к е м?) работниками трава; на рисованна я (к е м?) художником картина.
Объяснение материала можно провести по с. 38 учебника.
VI. Закрепление материала.
|
|
1. В да нные словосочетания вставьте слова, обозначающие то го, кто производит действие. Какие это будут причастия?
Засеянное (крестьянами) поле, освещаемое (лампой) помещение, за держанный нарушитель, выра щенный урожай, управляемая модель, изго товленна я деталь, разлитое молоко, разбитое стекло.
2. Упр. 83 (устно).
В слабом классе данное упражнение можно заменить следу ющей работой: определить, признак какого предмета (который сам производит действие или который испытывает на себе действие) обозначает причастие;· указать, какое это причастие: прово жающий (кто провожает), провожаемый (кого провожают), ува жаемый, уважающий, любящий, любимый, ожидающий, ожи даемый.
3. Выборочн ый дикта нт (по выбору уч ителя).
1)) Уча щиеся выписыва ют в два столби ка словосочета ния: а) со страдател ьным и причастиями; б) с действительн ым и причасти ям и.
Колеблемый ветром; колеблющийся тростник; ожидаемый пасса жира ми; ожида ющий пасса жир; ороша ющие дожди; орошенн ые водой; уважае мый всеми; уважа ющи й старших; провожаем ый взглядом; провожа ющий маму; строящийся стадион; вырастивший урожа й; выра щенный лес; спаса ющее спокойствие; спасенн ый юнната м и лес; объедин ившиеся в борьбе; объединенные общим делом; освобожденны й на род; освободиншийся на род.
2)) Текст читается цели ком. Затем уча щиеся выписыва ют в два столби ка словосочета н ия с действительн ы ми и страда тел ьными причастия ми.
Где-то за моей спиной глухо и весомо падали яблоки, где-то в аллее шиповника звенел голос моего внука, а над затихшим садом плыли и плы л и на запад угаса ющие обла ка.
Я стал ходить по тропи нке в темнеющую глубину деревьев, погружа ясь в сырую ноч ь, дыша щую в л ицо холодной прел ью никогда не росших в на шем саду па поротников. Орешник темнел в сумерках, и стра нно беле ли два соединенных, пока еще не сорва н н ых ореха, обра мленные малень кими зелен ыми корона ми.
(По Ю. Б о н д а р е в у.)
4. Работа по кул ьтуре речи: упр. 86 (устно). Vll. Прове рочна я работа.
Ц е л ь р а б о т ы: выясн ить степен ь овладен ия уча щимися уме-
н ием различать действител ьные и страдательн ые причасти я.
1. На йдите словосочета ния со страдател ьным причастием.
1.. На пестреющем лугу; 4. отнята я игрушка;
2. о движущемся п редмете; 5. разл и вшаяся по небу.
3. опа вшие с тополя;
11. На йдите словосочета ния
1. На писа нна я учен иком;
2. расп илен ная плотни ком;
3. ведуща я в па рк;
с действительн ым причастием.
4. посаженные весной;
5. опроки нутый котенком.
III. На йдите словосочета ния с действительн ыми причастиям и.
1. Проверен ная учителем; 4. покра шен н ые краской;
2. плеска вшиеся волн ы; 5. летя щи м самолетом.
3. построенны й дом;
IV. На йдите словосочета ния со страдательн ыми причасти ями.
1. Сидяща я девочка; 4. рассказыва ющие о путешествии;
2. засыпа нные аллеи; 5. борющи йся за свободу.
3. у потревоженных птиц;
Контрольн ый листок учител я: 1. 4; 11. 3; 111. 2, 5; IV. 2, 3.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 14; упр. 85.
У р о к 23. Краткие страдательные причастия
Ц е л ь у р о к а: дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; формирование умения различать полные и крат кие причастия.
Р а з в и т и е р е ч и: работа над орфоэпическими нормами.
П о в т о р е н и е: краткие прила гательные; написание н, нн в суффик сах прилагательных.
1. Проверка домашнего задания.
1. Упр. 85 проверяется «по цепочке».
2. У доски морфологически разби раются слова далекого (го ризонта), тиха (ночь). (Схема разбора на с. 207 учебника.)
3. Индивидуальна я работа по карточке.
Учащиеся вставляют пропущенные буквы и объясняют графи чески их выбор.
В чернеющ..м лесу, шумящ..м потоком, устремляющ..ся потока, о льющ..мся дожде, задымивш..ся речку, закрасневш..йся зари, у волну ющ..ся озера, колеблющ..мся ветерком, встречающ..ся льдинами.
Дополнительные вопросы отвечающим:
- Все ли прилагательные имеют краткие формы? (Нет, толь ко качественные.)
Ка к изменяются краткие прилагательные? (По рода м, чис-
ла м.)
Ка кова синтаксическа я роль кратких прилагательных
в предложении? (В предложении являются сказуемыми.)
11. Наблюдения на с. 40 (§ 15).
- Какие причастия могут иметь полную и краткую форму? Как изменяются краткие страдательные причастия? Какова их -синтак сическа я роль в предложении?
- Что общего и в чем разница между краткими страдательны ми причастиями и краткими прила гательными? Что общего между полными и краткими причастиями? Какая между ними разница?
В ходе ответов на вопросы учащиеся должны отметить, что в полных прилагательных и причастиях окончания могут состоять
из двух или даже трех букв (чистl ый 1 стол - чистl ого 1 сто-
ла, покрашеннl ый 1 забор - покрашеннl ого 1 забора), а в крат ких - из одной буквы или быть нулевым (чист О - чист[о:], покрыт О - покрыт Ш); полные прила гательные и причастия
склоняются, краткие изменяются по числам и родам; полные при ла гательные отвечают на вопросы к а к а я? к а к о й?, краткие при ла гательные - к а к о в? к а к о в а? к а к о в о? Краткие причастия - к а к о в? и ч т о сд е л а н о с предметом? (Трава скошена, дуб спи лен, стаканы вымыты.) Общее между кратки м прилагательным и причастием - в предложении выступают в роли сказуемого.
111. Закреплен ие проводится в ходе выполнен ия уп ражнен ий. 1. Заполнен ие табли цы.
Полные страдательные причастия прошедшего времен и | Краткие страдательные причасти я п рошедшего времени | |||
мужской род | женский ·род | средний род | м н. ч. | |
за пертый | за перт | за перта | за перто | за перты |
поднятый | ПОДНЯТ | подн ята | поднято | подняты |
отняты й | отнят | отнята | отнято | отняты |
пролиты й | п ролит | пролита | пролито | пролиты |
взятый | взят | взята | взято | взяты |
согнутый | согнут | согнута | согнуто | согнуты |
Делается вывод о месте уда рен ия в кратких страдательных при части ях: большинство кратких страдательн ых причасти й, ка к и при ла гательных, имеют уда рение на основе в формах мужского, сред него рода и множествен ного числа и на оконча нии -а в форме жен ского рода.
- Ка кое причастие из за писа нных выше произносится не по п ра вилу?
2. Выборочн ый ди ктант.
Вначале читается текст. Уча щиеся должн ы определить, в ка ком стиле написа н текст, на йти элементы этого стиля. Затем выписы ваются краткие причасти я прошедшего времен и, рядом - полная форма, окончани я причастий выделяются.
На южной оконечности острова Кижи на высоту одиннадцати этажного дома поднимается П реображенска я церковь. Ка к говорят ста ринные пре да ния, строительство ее связа но с именем Петра 1.
Срублена церковь из дерева. Только чешуйчата я одежда куполов при бита коваными гвоздям и. Все прочие части церкви выполнены без едино го гвоздя, как того требовала традиция плотницкого масте рства. Сооруже на она с помощью только топора и долота, без малейшего вмешател ьства даже пилы, хотя она да вно была уже в ходу. Топор в руках северного плот ни ка - поисти не униве рсал ьное орудие.
(По Н. И о н и н о й.)
Одно из предложен ий (по выбору учителя) зап исывается на до- ске, определяется синтаксическа я роль кратких причастий в нем.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: подготовиться к слова рному дикта нту на слова, за писанные в школьном словарике в V-VI классах;
§ 15; упр. 88.