У р о к 52. Морфологический разбор деепричастий

Ц е л ь у р о к а: формирование умения производить морфологический разбор деепричастий (устный и письменный); закрепление написания гласной перед суффиксами причастий и дееп ричастий, постановки зна ­ ков препинания при дееп ричастных оборотах.


1. Проверка домашнего задания.

11. Синта ксический разбор предложений.

1)  Блиста я,  облака  лепились  в  лазури  пламенного  дня.  2)  Благоухая, сохли  травы,  дымясь,  курились  облака.  (И. Бунин.)

111. Запись под диктовку.

Учащиеся графически объясняют написание гласной перед суф­ фиксами причастий и деепричастий; определяют вид деепричастий.

Затопав ногами, не построив дом, не растаяв на солнце, неоттаявшая земля, не услышав шепота, услышанный шорох, не рассеяв сомнений, за­ клеив  конверт,  увидев  шалаш.

IV. Учащиеся придумывают и записывают слова с данными  зна-


чимыми частями:

Л /\

-авш    .


Л/'-..

-евши,


Л /\ "

-евш


Л /'-..

,  -ивши,


Л /\ "

-ивш


Л /'-..

,  -авши,


Цель данной работы: отработка умения различать причастия и деепричастия.

V. Уча щиеся прослушива ют текст, определяют его основную мысль, пересказывают, выписыва ют в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного  вида.

ЭТО ПОЛЕЗНО  ЗНАТЬ

Получив книгу в библиотеке,  внимательно ознакомься  с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, поста райся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая»  страниц,  не  пропуская  рассужде­ ний автора. Помни, что,  вникая  в них,  ты знакомишься  со взглядом  само­ го  автора,  с его отношением  к  героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Пра ­ вильно ли  они  поступают,  совершая  тот  или  иной  поступок?

VI. Чтение и анализ § 31.

Морфологический разбор деепричастий из текста предыдущего задания.

Vll. Объяснительный диктант.

Учащиеся графически объясняют постановку знаков препина - ния.

1) И  вете р,  игра я  л иствой,  смешал  молодые  березки.  (И.  Бунин.)

2) Он повернулся и, сунув руки в карманы, первым  направился  к  грузо­ вику.  (Стругацкие.)  3)  Тяжелые  волны  звучно  дробились  о  невидимые в  темноте  гребни  барьерного  рифа  и,  шурша,  накатывались  на  песок. (С. Павлов.) 4) Профессор поставил точку и, откинувшись в кресле, с на ­ слаждением потянулся. (О. Лукьянов.) 5) Молодой  человек  пододвинул кресло  и,  сцепив  руки  на  коленях,  сел.  (О. Лукьянов.)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 31; повторить слова из ученичес­ кого слова рика; упр. 185. Сделать морфологический разбор двух любых деепричастий.


У р о к  53. Закрепление  темы  «Деепричастие»

Ц е л ь  у р о к а: обобщение  и систематизация  сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка практического умения находить деепричастные  обороты  и ставить  знаки  препинания  при  них.

Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: составление связного рассказа на лингвистическую тему; расширение словарного  запаса  школьников  за счет  включения  в  речь деепричастий;  конструирование  предложений.

П о в т о р е н и е: правописание не с различными частями речи; орфо­ граммы  в  корне.

1. Проверка дома шнего зада ния.

1. Устны й ответ  об образова нии деепричастий  совершенного и несовершенного вида.

2. Прове рка выполнен ия уп р. 185.

11. Основна я часть урока - выполнен ие различных упражнений.

1. Уча щиеся расп редел я ют да нные слова на три груп пы, где: 1) не - частица; 2) не- - часть корня; 3) не- - приста вка. Ука ­ зыва ют часть речи.

Непреодолимая преграда, непрекращающееся ненастье, шалаш не по­ строен, не преодолев препятствия, недоумевая, ненавидя врага, не шелох­ нулся,  не  освещенный  солнцем  лес;  неширокий,  но  глубокий  ручей.

2. В это время часть уча щихся работает, выполн яя зада ния по карточка м.


 

 

Раскрыть  скобки.


К а р т о ч к а  №  1


(Не) зная ничего; (не) чувствуя опасности; (не) думая  ни  о  чем;  идти (не) спеша; остановиться, (не) дойдя до места; (ни) чего (не) жалея; (не) говоря лишних слов; (не) мог (не) знать; смотреть, (не) отрывая глаз; (не) доумевая  по поводу  случившегося.

Ка р т о ч к а No 2

Раскрыть  скобки.

(Не) подготовленное выступление; (не) подготовив доклада; (не) проду­ мав маршрута; (ни) кем (не) продуманный маршрут; маршрут  (не) проду­ ман; идти (не) говоря ни слова; (не) замеченная  ошибка;  (не) заметив ошибки;  (не) навидя  ложь.


 

 

Раскрыть  скобки.


К а р т о ч к а №  3


Работать (не) покладая рук; (не) беспокоиться ни о чем; (не) подозре ­ вая об опасности; (не) заметив (ни) чего; (не) решаясь приблизиться; (не) спуская глаз; ответить (не) подумав; (не) веря своим ушам; (не) страшась (не) взгод; бежать (не) чувствуя под собой ног.

3. Из двух простых предложен ий Гроза надвигалась. Огром­ ная лилова я туча медленно поднималась из- за леса уча щиеся устно соста вляют сложносоч иненное предложение. Затем записы -


вают это предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, во вторую - обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (например: Гроза, грохочу ­ щая  вдали,  надвигалась,  и  огромна я  лиловая  туча,  набира я силу, медленно поднималась  из- за  леса).

Объясн яюt графически пунктуацию.

4. Выборочный  дикта нт.

Следует выписать сначала словосочетания с деепричастием не­ совершенного вида, а затем - совершенного; объяснить орфограм ­ мы в корне.

Расплетая косы; увлека я за собой; остановившись рядом; легко сколь­ зя; постепенно за мерев; разгораясь на солнце; положив документы; запи­ вая водой; за певая песню; подстелив подстилку; увидев мать.

5. Запись под диктовку.

Уча щиеся обозначают дееп ричасти я и деепричастные обороты как члены предложени я.

1) Заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. 2) Вни­ мая песням, с берега ми, ласка ясь, шепчется река. 3) Я стою у дороги, при­ слонившись к иве. 4) Отражаясь, березы ломались в пруду. 5) В поле, скло­ няясь к побегам, ходят грачи в полосе. 6) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам. 7) Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.

(С. Е с е н и н.)

Морфологически разби раются деепричасти я прислонившись, склоняясь.

6. Дикта нт «Прове рь себя». Сначала учитель читает текст це­ ли ком. Определ яется основная мысль  текста.  Затем  (по  выбору уч ителя) за писывается ряд предложений.

Тяпка - мой симпа тичный пес. Гуляя с ним, мы часто уходим в лес, не подозревая об огорчениях, подстерега ющих нас. На зеленой шелковис­ той опушке леса, поражая своей чернотой, виднеются пятна, оставленные кострищем. В ложбине, извива ясь между камней, течет ручей с ледяной водой. Тяпка пьет из него, а я не могу. Вижу, наклонившись к воде, кусок кем -то брошенного тулупа. По дну стелется, зацепившись за камешек, ка ­ проновый чулок. Течение, листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь, делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрепа нные остатки веника.

Кто и зачем принес сюда все это?

Ребята, уходя из леса, не забывайте захватить банки от сгущенного мо­ лока, консервов, бумажки, целлофановые пакеты. Помните: чтобы размок­ ла, рассыпалась, смешалась с почвой брошенная в лесу газета, нужен как минимум год; с пустой жестяной банкой это происходит за несколько лет; для полиэтиленового пакета потребуются десятилетия, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать на шу прекрасную землю веками.

(По Б. Б у ш е л е в о й.)

Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 186; разобрать морфологически любое деепричастие из этого упражнения; повторить слова из словарика; подготовиться к контрольному слова рному диктанту на слова, взятые в учебн ике в рамочки.


У р о к 54. Обобщение  и систематизация  материала по теме  «Деепричастие»

Ц е л ь у р о к а: закрепление сведений о деепричастии;  выработка  уме­ ния правильно использовать в речи деепричастия, различать дееприча­ стные  и  причастные  обороты.

Работа  п о  р а з в и т и ю  р е ч и:  преодоление  ошибок  в употреблении деепричастий.

П о в т о р е н и е: написание слов с непроверяемыми орфограммами.

1. Словарный дикта нт.

Учитель читает два слова; первое за писывает один ряд (1 вари ­ ант), второе - другой (11 вариант).

1 в а р и а н т                              11 в а р и а н т

l. галерея                                            комбинация

2. экспресс                                         утрамбовать

3. аккуратный                                    рационализатор

4. жеваный                                         нежданный

5. священный                                    прекратить

6. медленный                                       поразительный

7. кавалерия                                      силуэт

8. выровненный                                жеваный

9. претензия                                      как будто

l о. обнажить                                       аккуратный

l l.  невиданный                                    рыцарский

12. пресс                                               нечаянный

13. кованый                                          движимый

14. прекратить                                    галерея

15. дистанция                                      бассейн

16. подлинный                                    желанный

17. нежданный                                    кованый

18. комбинация                                   невиданный

19. бассейн                                          дистанция

20. поразительный                            подлинный

21. силуэт                                              экспресс

22. как-нибудь                                      неслыханный

23. как будто                                        выровненный

24. исказить                                          претензия

25. великодушный                              как-нибудь

26. возвышенный                               обнажить

11. Синта ксический разбор предложений.

l) Шумели листья, облетая, лес заводил осенний вой... 2) Змея, шур­ ша листвой дубовой, зашевелилася в дупле и в лес пошла, блестя лило­ вой,  пятнистой  кожей по земле.  (И. Бунин.)

111. Выборочна я прове рка выполнен ия домаш него уп ражнени я; морфологически й разбор дееп ричастий из упражнения.

IV. Обобщение и систематизаци я материала (проводятся в про­ цессе выполнен ия упражнений).

1. Запишите предложения, предва рительно исправи в ошибки.


l) Вася, вспомнив о забытом мяче, и отправился за ним. 2) Саша, оби­ девшись на друга, и не захотел с ним разгова ривать. 3) Я, взяв рюкзак, и надел кеды. 4) Ваня, поступив в школу, и очень ее полюбил.

Выполнение этого упражнения направлено на предупреждение ошибок в употреблении деепричастий в качестве сказуемого.

2. Дикта нт «Проверь себя».

Уча щиеся определяют тему текста.

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами это­ го не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмешь руку. Подава я руку, сними с нее перчатку, немного на клонись вперед. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не раз­ махивай руками. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.

Проведите морфологический разбор деепричастия встречаясь.

- Вып ишите  два  гла гола  с  нулевым  оконча нием.  Укажите

форму этих глаголов. (Например: пропустDО, размахивайО   - повелительное наклонение, 2-е лицо, ед. число.) Образуйте от них форму повелительного наклонения, имеющую окончание (пропус- ти    , размахивай! те 1).

- разберите  по соста ву дееп ричастие   подавая  (, - п - о. а ав л ая л .).

Запишите три -четыре однокоренных слова различных частей речи.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: контрольные вопросы и задания (с. 89); упр. 190 (устно), 194 (письменно).

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: