Отрицательных наречий

(продолжение темы)

Ц е л ь  у р о к а:  формирование  навыка  написания   не   и   ни   в  наречиях и других  частях  речи.

Работа  п о р а з в и т и ю р е ч и:  составление  связного  рассказа  на лингвистическую тему.

П о в т о р е н и е:  написание   не   с  наречиями  на   -о   и   -е, с  различными

частями речи; знаки препинания при причастном обороте.

1.   Синтаксическа я пятими нутка.

Уча щиеся соста вляют схему предложен ий «Остановись, при ­ иi.лец бесчестный!» - кричит Фарлафу неизвестный. (А. Пуш ­ кин.) Еще накану не  Дерсу  говорил  мне:  «В  этих  местах  бро­ дит  много  тигров».   (В. Арсеньев.)

Чем осложнена пряма я реч ь в первом предложен ии?

11. Проверка дома шнего задан ия.


111. Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а № 1

Раскрыть скобки.

(Н и, не) где не встретились, (ни, не)чем не интересовался, (ни, не)с кем не советовался, (ни, не) ка к не мог понять, (ни, не)чуть не волновал ­ ся, (ни, не)о ком не рассказывал, (ни, не) когда (ни, не) кому ни в чем не отказывал.


 

Раскрыть скобки.


К а р т о ч к а № 2


(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не) мало не сожалел о своей поезд­ ке, (н и, не) когда (ни, не)откуда не получать писем, помощи  ждать (ни, не)от кого, (ни, не)с кого спрашивать, (ни, не) когда ни на кого не оби­ жался, (ни, не) сколько не беспокоился, (ни, не) почем не забыть, ша гу (ни, не) где ступить.


 

Раскрыть скобки.


К а р т о ч к а № 3


(Ни, не)для кого  ничего  не  жалеть,  (ни, не) как  не  мог  вспомнить, не имея (ни, не) какой надежды, посоветоваться (ни, не)с кем, (ни, не)о чем не расспрашивать, (ни, не)откуда (ни, не)чего не слышно.

 


 

Раскрыть скобки.


К а р т о ч к а №  4


(Ни, не) как не ожидал приезда гостей, торопиться (ни, не) куда, ябло­ ку (ни, не) где упасть, (ни, не)чуть не расте рявшись, лежать (ни, не)чком, (ни, не) почем не забыть, (ни, не) когда не улыбался, не терпел (ни, не) ка ­ кого обмана, (ни, не) кто (ни, не) когда не видел.

IV. Закрепление  изученного материала.

1. Упр.  230.

Уча щиеся заполняют таблицу. при мерами. Затем составл яют связный рассказ о написании не и ни в отрицательных местоиме ­ ниях и наречиях.

2. Объяснительный дикта нт.

1) Мой знакомый, как человек, некогда обучавшийся в униве рситете, любил употреблять выражения ученые. (И. Тургенев.) 2) Я пробежал по всем комната м, но нигде никого не увидел. (И. Тургенев.) 3) Восточный ветер никогда не приносит дождя. 4) Через рощу протекала та самая ре­ чонка, котора я несколько ниже огибала деревню. 5) Сейчас мне решитель­ но некогда было вступать с кем- нибудь в дискуссии. 6) План совсем ни ­ куда не годится. 7) Я нисколько не удивился его приезду. 8) Склонность ее к чересчур смелым сочета ниям цветов ничуть его не коробила. 9) Мне сегодня никак нельзя опаздывать.

3. Словарная диктовка (с Целью повторения написания не с раз­ личными частями речи - подготовка к самостоятельной работе).

Неглубокое озеро; не глубокий, а мелкий ручей; проявить нереши ­ тельность; неразлучные друзья; некому рассказать; никто ничего не узнал; не думал ни о чем; необъятные поля пшеницы; не исследованна я геоло-


гами  местность;  никем  не  проверенный  маршрут;  ничуть  не  волновалась; никак  не  соглашался;  никогда  ни с  кем  не  ссорился.

Делается вы вод о на писани и не с различ ными частям и речи. Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр.  231; повторить § 21, 22.

 

У р о к 72. Одна и две  буквы   н в наречиях на -о   и -е

Ц е л ь  у р о к а:  формирование  навыка  написания  одной  и двух  букв   н

в наречиях  на и -е.

Работа п о  р а з в и т и ю  р е ч и: конструирование  предложений по схе­ мам.

П о в т о р е н и е:   н   и нн   в прилагательных  и  причастиях;  знаки  препи­

нания при прямой речи.

1. Ра бота с перфока ртой.


компьютеризированный класс

местность  пустынна песчаный  берег оборудованный кабинет небо облачно


организованный отряд листва  озарена проблема  изучена насыщенный  влагой

тренированный спортсмен исследование  закончено


отчеты  собраны речь  торжественна даль туманна раненый  боец желанный  друг

переплетенный  журнал


жеваный  лист                нежданный  гость недостатки  выявлены        смышленый  малыш газеты  прочитаны                                            подлинные  украшения комиссии  организованы

11. Индивидуал ьна я ра бота по карточ кам.

К а р т о ч к а №  l


священный  долг напряженный  момент скошенная  трава


Раскрыть  скобки.

(Не)говоря ни слова; дома (не) освещены; ничего  (не)сделали;  (не, ни)к кому (не)подходил; (не)ослабевающий интерес; (ни, не)откуда не по­ лучал писем; (не)глубокая речонка; (не)решенные вопросы; (не)сговари­ ваясь; (не) робкий человек; (не) распечатанная мною корреспонденция.

К а р т о ч к а №  2

Вставить  пропущенные  буквы,  поставить  ударение.

Н..куда идти, н..когда не думал об этом, н..где искать, н..как не най­ дет, н..где не видно, н..куда не пойду, н..откуда взять, н..где спросить, н.. с кем поговорить.

111. Соста вьте п редложен ия с прямой реч ью по схеме, включив в них наречи я. (В это врем я уч итель прове ряет перфока рты.)

...... (посоветовал к омандuр разведчикам). (Девушка задумчиво произнесл а)......

Разбе рите  по соста ву гла гол посоветовал.

IV. Подведен ие итогов работы с перфока ртой. Делается вывод о написа нии н и нн в прила гательных и причасти ях.


V. Чтение и анализ § 38. Обращается внимание на образец графического объяснения орфогра ммы.

VI.  Закрепительно-тренировоч ные упражнения.

1. Для закрепления умения применять новое правило на прак­ тике и письменно объяснять изученную орфограмму коллективно выполняется упр. 233.

2. Запись примеров с объяснением написа ния н и нн.

Организованное собрание - собрание прошло организованно, испуган­ ная девочка - вскрикнул испуганно, нечаянный удар - толкнул нечаянно, бешеный темп - мчаться бешено, рассеянный человек - смотрел рассе­ янно, взволнованный бурей - слушал взволнованно, путаный ответ - го­ ворил путано, интересный рассказ - рассказывал интересно.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 38; упр. 234.

 

У р о к 73. Одна и две  буквы   н в наречиях на -о   и -е

(продолжение темы)

1. Проверка дома шнего задания.

11. С целью отработки умения разграничивать краткие прила ­ гательные, причастия и наречия и правильно писать в них н или нн учащимся предлагается правило- помощник.

1) Если в предложении обстоятельство образа действия (во­

прос к а к?) относится к глаголу - это наречие, в котором всегда пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.

2) Если слово - сказуемое, то это может быть краткое прича ­ стие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заме­ нить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозна ­ чающее производителя действия. В кратком причастии всегда пи ­ шется одна буква н.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос к а к о в? Его мож­ но заменить полной формой. Краткое прилагательное часто высту­ пает в роли однородных членов. В нем пишется столько н, сколь­ ко в полной форме.

Например: Класс сосредоточенно слушал объяснения учите­ ля. (Слушал к а к? - обстоятельство образа действия, относится к гла голу, можно заменить другим наречием - внимательно. Сле­ довательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенный.)

Лица  всех были сосредоточенны, серьезны.

(Лица б ы л и к а к о в ы? сосредоточенны - сказуемое, его можно заменить полным прила гательным сосредоточенный, сле ­ довательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько н в полной форме).

Войска  были  сосредоточенЬl  на  равнине.


(Сосредоточены - можно за менить гла голом сосредоточи ­ лись, следовательно, это краткое причастие, в котором пишется од­ на буква н.)

111. Уча щиеся зап исывают предложения, используя схему рас­ суждения.

кр. прич.

1) М ысли  сосредоточены (сосредоточились) на  докладе

(в кра тком причасти и всегда пишется одна буква н).

кр. прилаг.            кр. прила r.

2) Девочка   (к а к о в а?) внимательна   и сосредоточенна   (вни-

ма тельная и сосредоточенная; в кратком прила гательном пишет­ ся столько н, сколько н в полной форме).

нареч.

3) Она слушала   (к а к?)  ? Е.  .О. 1-!_О (пишется столько н,

сколько н в слове, от которого образова но нареч ие).

к е м?

 

 

1) Выста вка   организована   спонсора ми  (орга низовали  спонсоры). 2) Экскурсия прошла (к а к?) организованно (в  слове   организованный два н). 3) Учен и ца (к а к о в а?) дисциплинированна и организованна (дисципли нирова н ная и орга низова нная). 4) Собрание взволновано со­ общением (собра н ие взволновало сообщение). 5) Все слушали сообщение (к а к?)   взволнованно.   6) Голоса  были   резки  и  взволнованны   (резкие и взволнова нные). 7) Семена рассеяны по полю (семена рассеяли). 8) Она была рассеянна и невнимательна (рассеянна я и невнимательная). 9) Вче­ ра он слушал (к а к?) рассеянно.

IV. Объяснительн ый дикта нт.

1) Это были настоящие рыца рские доспехи, искусно выклеенные из зо­ лотой и серебряной елочной бума ги. (В. Катаев.) 2) Я начал возбужденно рассказывать им бабушкин ы сказки. (М. Горький.) 3) С крыш ка пала во­ да, и унылый звук ее падения стра нно сливался со звуком часов. (М. Горь­ кий.) 4) Поведен ие ее было стра нно. 5) Все были уверены, что с работой справятся к сроку. 6) Сейчас он бежал уверенно, почти машинально. 7) Маль­ чик рассеян но смотрел по сторонам.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 38; уп р.  235.

 

У р о к 74. Одна и две  буквы   н в наречиях на -о   и -е

(продолжен ие тем ы)

1. Прове рка дома шнего зада ния.

11. Предуп редительн ый дикта нт.

Ресурсы изыска ны дирекцией; средства вложены в строительство; ее ма неры изыска н ны; поля огра ничены рвом; поведение искусственно; люди был и пода влен н ы и унылы; вещи утеряны  в дороге; девочка  рассеянна и невн имател ьна; тучи рассеяны ветром; поступ ил обдума нно; ее поведе-


ние необдуманно и несерьезно; ответы неуве ренны; не уверены в исходе; стремления возвышенны; ученица организованна; рубашка выглажена; до­ рога длинна; даль туманна.

111. Придумайте и запишите предложения с парами слов сосре­ доточено - сосредоточенно, воспитана - воспитанна, ожив ­ лено   - оживленно.

IV. Объяснительный диктант.

1) ОднаЖды поздней осенью отчаянно зазвонил надтреснутый колоколь­ чик около  калитки.  (К. Паустовский.)  2) Внизу  было  тихо,  безветренно и даже как будто тепло. (К. Паустовский.) 3) К речной ловле рыбы нужно применять несравненно больше ловкости и мастерства, чем к ловле в мо­ ре. (К. Паустовский.) 4) Все, что случилось со мной, было так странно, так необыкновенно. (И. Тургенев.) 5) Одинокое облако лежало среди необык­ новенно ярких звезд. (М. Семенова.) 6) Я очень ветрено, быть может, по­ ступила. (А. Грибоедов.) 7) Его постоянно  и  неудержимо  тянуло  в путь. (В. Малов.) 8) Они привыкли относиться к тем, кто появляется в их таеж­ ных селениях, настороженно, недоверчиво. (В. Малов.) 9) Сердце его бе­ шено заколотилось. 10) Я даже отдаленно не могла себе представить это­ го. 11) Выпал первый снег на мгновенно замерзшую землю.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 236.

 

У р о к 75. Развитие реч и. Описание действи я

Ц е л ь  у р о к а: формирование  умения описывать действия и процес­ сы труда.  Работа  с материалом  § 39 (упр.  237,  238,  239).

Методические рекомендации по проведению урока учитель най- дет в пособии: Л а д ы ж е н с к а я Т. А. и др. Обучение русскому язы ­ ку  в  7  классе.- М.,  2002.

 

У р о к  76. Буквы   о и   е после  шипящих на  конце  наречий

Ц е л ь у р о к ·а: познакомить учащихся с условиями выбора и на писа ­ ния букв о и е после шипящих на конце наречий; формирование на ­ выков написания о и е после шипящих в разных частях слова.

п о в т о р е н и е: о и е после шипящих в корнях, суффиксах и оконча­

ниях.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а № 1 Записать, вставить пропущенные н и нн.

1) Мать огорче..о посмотрела на сына. 2) Неожида..о в дверь посту­ чали. 3) Приятно, если твои собеседники воспита..ы. 4) Все оживле..о приходом весны. 5) Любопытство наше было возбуЖде..о. 6) Ребята гово­ рили возбуЖде..о, перебивая друг друга. 7) Человек рассея..о поглядывал по сторонам. 8) По лесу было рассея..о несколько десятков палаток тури­ стов. 9) Мальчик растеря..о взглянул на своего обидчика.


К а р т о ч к а №  2 За писать, вставить пропущенные н и нн.

Восторже..о ул ыбаться, ответить сдержа..о, выполнить а ккурат..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложение, решение задачи обдума..о, облегче..о вздохнуть, беше..о налетевший порыв ветра, беше..ый зверь, ве­ тре..ый день, лома..ая ли ния, слома..ая ветка, безветре..ая погода, буй..о разрастаться, слушать рассея"о.

11. Объясн ительн ый дикта нт.

Взволнова нный разговор, дети взволнованы случившимся, голоса были резки и взволнованны, все трудности временны, девочка избалована родите­ лями, вскрикнул испуганно, некошеный луг, стены вымазаны краской, ово­ щи сварены в кастрюле, масленый блин, масляные краски, ягоды подавле­ ны в корзине, эти люди злы и ограниченны, деревья посажены в саду, спле­ тенна я корзина, работа исправлена, купленна я книга, мороженое мясо, со­ ломенная шляпка, слушал рассеянно, истинная правда, вещь подлинна, ра ­ ненный в плечо, нехоженые тропы, неезженые дороги, подкованная лошадь.

Уча щиеся выписыва ют пять слов, в состав которых входит пять


морфем (напри мер:

'й О).


-.--ЛЛг.:;-,

вымазан t..!!!:.J,


----,.-ЛЛЛ -.....-...ЛЛЛ -.--....

рассеянно,  испуганно, вскрик -


111. Выбороч ный диктант.

Работа проводится с целью повторени я нап исания о - е после шипящих. Учащиеся должны выписать в три столбика слова с глас­ н ыми о и е:

в корне     в суффиксе     в окончании

За большой тучей, играть с малышом, ситцевое платье, кумачовый флаг, тихий шорох, быть молодцом, желтым листом, жесткий дива н, выпал снежок, мелка я речон ка, приглушенный шепот, окруженный деревьями.

Делается вывод о написа нии о - е после шипящих в разных. частях слова.

IV. Объяснение  нового материала.

и                                              /,\                                                                      и                                           ,           л

3апись на доске: певучии - певу'iе..z креп кии - креп'!:.· горя -

и                                                              /':.                                                              и                                                                    !;.

чии - горя!:!2· xopoшuu - xopOf!!:.O·

Анализи руя приме ры, уча щиеся самостоятельно дела ют вывод о на писа нии букв о и е после шипящих в конце наречий.

V. За крепление материала.

1.   Чтение  § 40.

Обращается внимание на прием графического объяснения да н ­ ной орфогра ммы.

2. Образуйте от прила гательн ых наречия, графически обозна ­ чая орфогра мму.

За щищать   (горячий)   - защищать  горячо;  учиться   (хороший),   изла ­ гать   (общий), двигаться   (неу к.люжий), окончить   (блестящий).


3. Подберите к гла голам наречия, отвечающие на вопрос к а к?, с о или е на конце после шипящих.                                                                    ·

Выступать, говорить, учиться, поглядывать, звучать, всматриваться.

С л о в а  д л я  с п р а в о к: блестяще, убеждающе,  хорошо,  осужда ­ юще,  испытующе,  торжествующе.

4. Замените наречия наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова о или е.

Взяться за дело усердно, работу выполнить прекрасно, любить сильно, говорить напевно, вести себя дерзко, смотреть неодобрительно, двигаться неловко.

5. Карточки для индивидуальной работы.

Учащиеся должны вставить пропущенные буквы, обозначить ча- сти речи и морфемы, в которых пропущены буквы.                                                                        ·

К а р т о ч к а №  1

1)) Сапож..к, грош..вый, расч..т, огорч..нный;

2) камыш..вый, подж..г дома, врач..м, пыльц..й;

3) парч..вый, увлеч..нный, враг..м, улиц..й;

4) свинц..вый, одеж..нка, сбереж..нный, взбеш..нный.

К а р т о ч к а №  2

1) Сокращ..нный, пирож..к, грач..нок, гараж..м;

2) борщ..вый, освеж..нный, лапш..й, руч..нка;

3) крыж..вник, реч..нка, свинц..вый, хорош..;

4) стриж..м, шапч..нка, насторож..нный, гребеш..к.

К а р т о t! к а No  3

1)) Вещ..вой, реч..нка, ш..рстка, груш..вый;

2) освещ..нный, расч..т, мальч..нка, ч..ткий;

3) ла ндыш..вый, сожж..нный, пш..нка, общ..;

4) теч..т, истощ..нный, тяж..лый, ч..рствый.

К а р т о ч к а № 4

1) Оглуш..нный, ч..рточка, девч..нка, ш..рстка;

2) морж..вый, пересеч..нный, беч..вка, уж..м;

3) выч..ркивать, напряж..нный, ещ.., ситц..вый; 4) сургуч..вый, лиш..нный, ж..лудь, галч..нок.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 40; упр. 242 или 243 (по выбору учащихся). Два ученика получают задание выполнить их на пленке графопроектора.

 




























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: