У р о к 92. Тематический зачет по теме «Наречие»

1 в а р и а н т

1. Спишите, вста вляя пропущенные буквы и недостающие зна ­ ки препинания, раскрыва я скобки. Выпишите из текста пять на ­ реч ий.

Начинает  смеркат..ся.  Солнце уже  опускает..ся  за  лес.  Оно  бросает (не)сколько (чуть)чуть теплых лучей, которые прорезыва ют..ся огне..ой полосой через весь лес обливая золотом верхушки сосен.

Все сл..лось (с) начал.. в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепе..о ослабело. (В)скоре они совсем за молкли, кроме одной какой (то) упрямой, которая, будто (на) перекор всем, моното..о чирикала (с) проме­ жутка ми, но все реже и реже. (И. Го н ч а р о в.)

2. Замените фразеологизмы наречием с гла голом.

а) Спит как убитый;             б) скакать во весь опор; в) знать ка к свои пять пальцев.

 

3. Найдите речевые ошибки в упот реблении наречий. Запиши- те предложения в исправленном виде.

а) Платье ужасно красиво.

б) Обратно проливной дождь пошел.

4. Спишите, поставьте в наречиях уда рение.


а) Пиши красивее; в) черпая воду;


б) вытри дочиста; г) наелся досыта.


5. Подберите  и запишите  к глаголу   говорить   не  менее  пяти наречий.

6. О чем свидетельствует тот факт, что к гла голу можно подо­ брать много наречий?

7. Замените выделенн ые слова и сочетания слов близким и по смыслу  наречиями.

а) Говорить еле слышно;

б) прийти в точно назначенное время;

в) разделить   на две части;

г) читать на французском  языке;

д) немного поутихнуть.

 

8. Выпишите из текста наречие, строение которого соответст­ вует схеме ---., _.....,, /\.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу, хотят сомкнуться и теряются в просторе. Вот там, в верховьях рек, по­ явился дымок. Идет па роход. Долго еще его ждать.

(По В. А с т а ф ь е в у.)


9. Запишите предложения с парами слов.


а) Ввысь - в высь;

б) сначала - с начала;


в) вдали - в дали; г) вглубь - в глубь.


10. Используя «Школьный этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, Т. А. Бобровой (М., 1997), найдите про­ исхождение  наречий дотла, невмоготу.

1 1. Придума йте и запишите предложения с парами слов.

а) Сдержанно - сдержано; б) обдуманно - обдумано; в) растерянно - растеряно;

г) заслуженно - заслужено.

12. Составьте таблицу «Виды орфограмм» по теме «Наречие». Приведите не менее четырех примеров наречий на каждый вид ор­ фограмм.

11 в а р и а н т

1. Спишите, раскрывая  скобки,  вставляя  пропущенные  буквы и недостающие знаки препинания. Выпишите из текста пять наре­ чий.

Изд..вн" принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что  он  бо­ ит..ся  даже  своей  тени.

(Не) всегда  он  бросается  в  бегство  от  опас..ного  врага.  Зат..ившись (где)нибудь в сугробе под кустом терпеливо и упорно выжидает, высмат­ ривает: авось (не)заметят. Лежит (з, с) жавшись в упругий, мускулистый комок. Убедившись, что опас..ность миновала, снов.. спокойно укладыва ­ ется отдыхать. (Не)вольно удивляеш"ся - какая выдержка, какие крепкие нервы! (Не) редко заяц загляд"вает в деревню, чтобы поживит"ся (чем)ни ­ будь в огороде или в саду.

(Я.  С у х а н о в.)

2. Замените фразеологизмы наречием (или глаголом и  наречием).

а)  Яблоку  негде упасть;  б)  из рук  вон  плохо; в)  идти черепашьим  шагом.

3. Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде:

а)  Было  ужасно  весело.

б)  Отряд двинулся  в  путь,  спереди  шел  вожатый.

4. Спишите, поставьте в наречиях уда рение.

а) Устройся  поудобнее;       б)  на писал  красивее; в)  шли  по двое;       г)  взглянуть  мельком.

5. Подберите  и  запишите  к  гла голу рассказывать   не  менее пяти наречий.

6. О чем свидетельствует тот факт, что к глаголу можно подо­ брать много наречий?


7. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречи ями.

а)  Сложить в три раза;

б)  шить паруса ру ками;

в) бежать, обгоняя друг друга;

г)  ссориться   по  пустякам;

д)  слышно   очень  далеко.

8. Выпишите из текста наречие, строен ие которого соответст­ вует  схеме  -,-,...-- /\.

И луг, до того сизый и дымчатый, неожиданно заиграл миллионами цветных огней, словно осыпанный самоцветами, расцветился такими ярки­ ми и чистыми красками, что молодые косари невольно заулыбались. Но не­ надолго. Через минуту они вновь размахивали косами.


 

9. Запи шите предложен ия с пара ми слов.


(По Е.  Н о с о в у.)


а) Насилу - на силу; в) вначале - в начале;


б) вверх - в верх;

г) наконец - на конец.


1 О. Используя «Школьный этимологический слова рь русского языка» Н. М. Ша нского, Т. В. Бобровой (М., 1997), найдите про­ исхожден ие наречи й исподволь, начеку.

1 1. Придумайте и за пишите предложения с пара ми слов.

а) Озабоченно - озабочено; б) слаженно - слажено;

в) уверенно - уверено;

г) организованно - организовано.

12. Соста вьте таблицу «Виды орфограмм» по теме «На речие». При ведите не менее четырех приме ров наречий на кажды й вид ор­ фограмм.

 

 














КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

(4 часа + 2 часа развити я речи)

Тема явл яется новой в школьном учебнике. Перед уч ителем стоит задача показать уча щимся, в чем особен ности слов катего­ рии состоян ия: они не изменяются, могут быть употреблены в по­ ложительной и сра внительной степени; в предложении без подле ­ жащего упот ребл яются в роли сказуемого. Семиклассни ки должны различать нареч ия и слова категории состояния, осозна вать воз­ можность использовани я категории состояния для передач и внут­ рен него мира человека  (его физического  и душевного состояния) и состояния природы.


У р о к 93. Категория состояния как часть речи

Ц е л ь у р о к а: формирование умения находить слова категории состо­ яния; определять, к каким группам по значению они относятся; определять · синтаксическую роль слов категории состояния в предложении.

1. Объяснение нового материала.

Сообщаем учащимся, что в русском языке есть слова, похожие по форме на наречия. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды, человека, оценку действий и пр. Такие слова образуют часть речи - категорию состояния. Они не изменяются, то есть не имеют оконча ний.

Сопоставьте предложения, выяснив синтаксическую роль в них выделенных слов.

Запись на доске и в тетрадях.

1) Утро (к а к о в о?) туманно. (краткое прилагательное)

Он говорил (к а к?) туманно. (наречие)

Было (к а к о в о?) туманно, сыро. (слова категории состояния)

(Слово туманно разбирается  составу во всех предложениях.)

2) Все оделись тепло. - Сегодня тепло. Хорошо утром  на реч­ ке! - Он хорошо  ответил  на вопрос учителя.

- Чем похожи слова категории состояния наречия? (Отвеча ­ ют на вопрос к а к?, не изменяются.)

- Чем они различаются? (Синтаксической ролью в предложе­ нии: наречие относится к глаголу-сказуемому и является обстоя ­ тельством; слова  категории  состояния  не зависят  от других  слов в предложении и являются сказуемыми.)

- Что общего  и  чем  различа ются  краткие  прила гательн ые и слова категории состояния? (Последние не изменяются, те и дру­ гие являются в предложении сказуемыми.)

11. Запишите предложени я, определите значение слов состоя ­ ния.

1)) Мне весело. - Мне было  весело. Мне страшно. - Мне стало   с трашно. Грустно. - Мне будет  грустно.

Обращаем внима ние уча щихся на то, что в предложениях нет подлежа щего; слова, обознача ющие состояние человека, могут быть употреблены вместе с гла голами было, будет, стало, ста­ нет и др.

2) В лесу серо. Утром холодно. Сегодня ветрено. Завтра станет холод- нее. = ==

(Слова категории состояния могут употребляться не только в по­ ложительной, но и в сравнительной степени. В данных предложе ­ ниях они обозначают состояние природы, окружающей среды.)


111. Уп р. 276 (выполняется коллективно).

Уча щиеся продолжа ют ряды слов категории состоян ия, показы ­ ва ющие разные их значен ия. На при мер: состояние природы - хо­ лодно, морозно, тихо и п р.;  состояние  среды - неуютно,  чис­ то и т. д.; физическое состоян ие живых существ - боязно, хоро­ шо и пр.

- С 3-4 слова м и категори и состоян ия придумайте и за пиши - те предложен ия, выясн ив их синтаксическую роль в предложени и.

IV. Закреплен ие материала.

Наблюдени я  на с.  124 -125, анализ материала  § 45.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 45; упр.  275.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: