Ц е л ь у р о к а: позна комить уча щихся с делением союзов на сочини тельные и подчинительные и их назначен ием; формировать умения по становки запятой в сложном предложении.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: использование предложений различ ных синта ксических конструкций в речи.
П о в т о р е н и е: однородные члены предложения и знаки препина ния при них.
1.. Опрос.
1. Проверка выполнен ия дома шнего уп ражнени я «по цепоч ке». Дополнительные вопросы: к каким частям речи относится союз? Ка кова его роль в предложении? в тексте?
2. Индивидуальна я работа с уча щимися.
К а р т о ч к а № 1
Соста вить и за писать предложения, в которых слова согласно, вокруг, внутри, вблизи выступали бы то ка к наречия, то ка к предлоги.
Привести примеры (5-6) на речий с основой на шипящий.
К а р т о ч к а № 2
Подобрать синонимы к предлога м возле, в течение, ввиду, согласно, вследствие. Составить с ними предложения.
К а р т о ч к а № 3
Соста вить и за писать предложения со слова ми в течение - в тече нии, вследствие - в следствии, не смотря на - несмотря на. Указать часть речи.
|
|
11. Объяснение нового материала в ходе наблюдений на с. 148- 149 (§ 56).
Делается вывод о роли сочинительных и подч инительных сою зов в предложении, зна ках препи нания в сложн ых предложениях перед союза ми.
111. Закрепление материала. Упр. 321 (письменно).
Первые два предложения анализируются коллективно, осталь ные выполняются самостоятельно. Составление схем предложе ний - обязательно. Возможно использование не только горизон тальных, но и так называемых традиционных схем сложноподчинен - ных предложений. Например: .
почему? потому что
Проверка проводится путем самоконтроля - один из учащихся составляет схемы этих предложений на плен ке графоп роектора (или на доске), остальные после выполнения задания сверяют его с написанн ым (или спроецированным). Определяется, с помощью каких союзов (сочинительных иЛи подчинительных) связываются предложения. Делается вывод.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 57; упр. 325; выписать слова из ра мочек и выучить их.
У р о к 1 16. Союзы сочинительные и подчинительные.
Запятая перед союзами в сложном предложении
(продолжение темы)
1. Проверка домашнего задани я.
11. Синтаксический разбор предложения На краю поляны, окутанной клубами тумана, стоял ду б.
Уча щиеся устно переделывают предложение, заменяя прича стный оборот придаточным предложением, чертят его схему.
Затем получают задание продолжить пример дважды, чтобы по лучилось предложение: а) с однородными членами; б) сложносочи нен ное. Составляются схемы предложений.
|
|
111. За креп ительн ые уп ражнен ия (трени ровка в различен ии сложносочиненн ых и сложноподчиненных предложений).
Соста вление схем предложен ий. Союзы заключают в овал, над сочинительными предложениями - с., над подчинительными - п.
1. 1) Ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно свер кая, падали на землю. 2) Если ветер стряхивал капельки росы, они сры вались и, радужно сверкая, падали на землю. 3) Когда ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно сверка я, падали на землю. 4) Ка пельки росы, срываясь, падали на землю, потому что ветер стряхивал их с листьев.
2. 1) Гринев долго не мог мириться с тем, что Ма ша осталась в мя тежной слободе. (А. Пушкин.) 2) Если только тучка закроет солнце, лес
сразу становится угрюмым. (В. Арсеньев.) 3) В то время как на пригорке зеленела трава, в лесных чащобах синел нетронутый снег. (М. Пришвин.) 4) Пока я дышать умею, я буду идти вперед. (Л. Ошанин.) 5) Соловей ве сенней ночью на черемухе поет, потому что в нашей роще раньше всех она цветет. (А. Фатьянов.) 6) В отдалении еще толпились тяжелые громады гор, но над нашими голова ми уже виднелось темно-синее небо.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 322.