Це л ь у р о к а: дать понятие о смысловых частицах; показать богат ство их оттенков значений; познакомить учащихся с частицами со зна чением вопроса, восклицания, указания и т. д.; формирование умения распознавать смысловые значения модальных частиц.
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: показать многообразие способов вы ражения частицами отношения к действительности; обогащение речи школьников за счет использования в ней частиц.
П о в т о р е н и е: знаки препинания при прямой речи, диалоге.
1. Контрольный словарный диктант.
l в а р и а н т
1. делал не раз
2. дисциплина
3. талант
4. масса
5. далеко не красивый поступок
ll в а р и а н т
ни разу не был подлинный дарование
кросс
вовсе не интересно знать
6. не сказал ни разу
7. ни свет ни за ря
8. во что бы то ни стало
9. автор
l О. светофор
l l. ка к будто
12. подлинный
13. исказить
14. прекратить 15. медленный
16. как- нибудь
l 7. как ни в чем не бывало
18. галерея
19. дистанция
20. аккуратный
21. мало-помалу
22. в течение дня
23. изобразить
24. будущий
25. видимо-невидимо
не раз говорил об этом ни жив ни мертв
как ни в чем не бывало классик
семафор как-нибудь кромешный
поразительный желанный аккуратный
как будто
во что бы. то ни стало претензия
будущий точь-в-точь
видимо- невидимо
в продолжение дня из-под
по двое
на память
11. Запись в словари слов предварительный, неужели.
111. Объяснение нового материала начинается с работы с за пи санным на доске (или спроецированным через графопроектор на доску) текстом, в который нужно вставить подходящие по смыслу частицы. Анализ его должен показать учащимся богатство оттен ков значени й модальных частиц.
Собрались семиклассники однажды.
- (Все-таки) надо решить, как мы проведем «Огонек»,- сказала Даша.
- (Разве) он состоится? - поинтересовались ребята.
- Конечно, (неужели) вы забыли о нашем последнем разговоре? - спросила Да ша.
(Вот) здорово! - воскликнули ребята.
(Только) надо придумать план его проведения.
(Пусть) Саша сыграет на гита ре, - предложил Коля.
(Вряд ли) он сможет прийти на «Огонек», - сказала Маша.
(Неужели) ему неинтересно быть на «Огоньке»? - удивились ре-
бята.
(Как раз) в этот день у него экзамен в музыкальной школе,- по-
яснила Маша.
- (И даже) если экзамен, он к вечеру освободится,- возразил Алеша. (Почти) все ребята приняли участие в обсуждении плана «Огонька» 1 •
В процессе работы над текстом разговорного стиля выясняем, что данн ые частицы выражают различные дополнительные смысло вые оттенки: уверенность, сомнение, вопрос и т. д. Попутно повто ряется правило о постановке знаков препинания при диалоге.
1 Текст диалога может быть взят из статьи Г. П. Соколовой «Изучение темы
«Частицы в VI классе» (Рус. яз. в школе.- 1973.- No 2.- С. 23); может быть ис пользован текст упр. 94 из пособия Г. А. Богдановой «Рабочая тетрадь. Русский язык. 7 класс» (М" 2001.- Ч. 2).
Уча щиеся находят значение вста вленных части ц в материале
§ 71 (рамочки).
IV. Знакомство с вопросительными частица ми (ра мки на с. 169). Уп р. 365 (устно). Учащиеся присоедин яют к выделен ным слова м подходящие по смыслу вопросительные части цы. Необходимо сооб щить, что части цы ра зве, неужели, ли могут выражать, кроме вопроса, сомнение, недоверие. Частица ли пишется всегда раздель но. В вопросительн ых предложениях с части ца ми ли, ра зве не пи шется раздельно: Разве не интересен этот фильм? Не правда ли, он интересен?
V. Упр. 367, 368 зна комят школьни ков с частица ми, выража ю щими воскли цание, восхищение, изумление, с указательн ыми час тица ми.
Полезно обратить внима ние школьни ков на то, что некоторые части цы не свойствен ны лите ратурному язы ку, они имеют про сторечный или диалектн ый хара ктер: от, та, те, дак, ага, вить, слышь, во. Употребл ять их в речи не следует, так как эти части цы не богаты эмоциональн ыми оттенка ми и лишь засоряют речь, в литературн ых произведен иях они часто встреча ются в речи пер сонажей и используются автора ми ка к средство речевой характе ристики.
VI. Объяснительн ый диктант.
В записа нных п редложени ях подче ркнуть части цы, указать их значение. Полезно сообщить о том, что части цы вот, вон могут указывать на отдельн ый предмет в ряду других предметов, на ко торый автор хочет обратить внимание. Они вносят в речь непри нужден ную интона цию. В художествен ной реч и помога ют предста вить события, как бы происходящие рядом. Часто они употребля ются с а в начале предложения: а вот, а вон.
l) Это ты ли сочиняешь песни о луне? 2) Вот приходит осень с це пью кленов голых. 3) Разве тогда уснешь, если все видишь рожь, видишь родной плетень, синий, звенящий день? 4) Вот где, Русь, твои добрые мо лодцы! 5) А люди разве не цветы? 6) Что за сани!
(С. Е с е н и н.)
Д о м а ш н е е з а д а н и е: соста вить диалог на тему «Разговор после просмот ра ки нофильма» или п ридума ть и за п исать по
2 предложен ия с модальн ыми части ца ми (на выбор уча щихся).