Ц е л ь у р о к а: за крепление пра вила написания не с имена ми суще ствительными, прилагательными, числительными, глагола ми, дееп рича стиями; формирова ние умения систематизировать и обобщать изучен ное ра нее (слитно- раздельное на писание не, выделение значимых час тей слова).
Работа п о р а з в и т и ю р е ч и: конструи рова ние предложений по схе ма м.
П о в т о р е н и е: на п иса ние не с различными частями речи; зна ки пре пинания при при частном обороте.
1. Проверка дома шнего зада ния.
11. Запись в слова рь слов ориентир, ориентирова ться, впе чатление. С эти ми слова ми устно соста вляются словосочетан ия.
111. Запись да нных слов в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфогра мма: 1) в приставке, 2) в корне, 3) в суффиксе. Обозначьте часть речи и часть слова с ор фограммой.
Расписка, столп иться, увлекаться, отразить, роскошный, цепляться, пятнистый, серенький, казалось, на пряженный, наслаждение, речонка, об нажать.
IV. Устна я синта ксическа я пятиминутка.
|
|
Уча щиеся составл я ют предложен ие с причастн ым оборотом, стоящим после определяемого слова.
V. Трен ировочные уп ражнени я.
1. Прослуша йте четверости шие.
Не с гла гола ми не дружит И частицей только служит:
Не пошел, не взял, не пел - Вот у не как много дел.
- Есть ли в нем условие, обознача ющее написа ние не с гла гола ми?
(В четверости шии указывается на то, что не в написа нии с гла голом является части цей.)
- Запишите гла голы с не. При ведите при меры, где не с гла голами пишется слитно. Чем в таком случае будет не? (Частью корня или приставкой, а может быть и частью приставки. Напри мер: невзлюбить, нездоровиться, недосмотреть и т. д.)
- Ка кое значен ие придает эта части ца гла гола м? (Отрица тельное.)
- Всегда ли частица не выражает отрицание? (Нет, например: не мог не вспомнить, не мог не сориентирова ться, не мог не приехать.)
2. Определите, чем является не в следующих словах.
Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожа й, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид; не далеко, а близко; не три тетради; не поясняя; писал неда вно.
Вывод: не может быть приставкой, частью приставки, частицей, частью корня.
Учащиеся должны твердо усвоить, что главное условие пра вильного выбора написан ия не - определение части речи. Только после этого можно применять правило о написании не, то есть.оп ределен ие того, чем она является: если приставкой - пишется слитно, частью корня - слитно, частицей - раздельно.
3. Запись под диктовку с объяснением, почему наличие союза
а не обеспечивает раздельного написания прилагательных с не.
|
|
Небольша я, а интересная книга; неглубокая, а быстрая река.
Приведите и запишите 3 приме ра, где союз а (но) обеспечи вает раздельное написание не с прилагательными.
4. Придумайте и за пишите по 3 слова различных частей речи, чтобы не было приставкой, частицей, частью корня, частью при ставки. Укажите часть речи. Например: не - приставка: говорил
--, --, --,
неправду (сущ.), книга неинтересная (прил.), ушел недалеко
(нареч.); не - часть корня: негОдовать (глаг.), НiдёЖ ество
----...
(сущ.), нехотя (нареч.); не -частица: не прикасаешься (гла г.),
не пререкаясь. (дееприч.), не пять человек (числ.); не - часть
приста вки: недосыпать (гла г.), недобор (сущ.).
Вывод о написании не с существительными, прилагательными, числительными, гла гола ми, дееп ричастиями.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 344; повторить слова из словари ка, записан ные при изучении темы «Частицы».
У р о к 143. Приставка не- и частица не
С различными частями речи
(продолжение темы)
Ц е л ь у р о к а: закрепление правила на писания не в отрицательных и неоп ределенных местоимениях, в отрицательных наречиях, причастиях; отработка умения написания не с различными частями речи.
Р а з в и т и е р е ч и: обогащение словаря школьников.
1. За пись слов в слова ри к.
Недосягаемый, что ни говори, откуда ни возьмись, куда ни шло.
Уча щиеся соста вляют устно с ними предложения.
11. Проверка домашнего зада ния.
111. Объяснительный диктант.
Повторение пра вописа ния не с различными частями речи. При объяснени и написа ния используется графическое обозначение, ука зывается часть речи.
Не говоря ни слова, дома не освещены, ничего не сделано, ни к кому не подходил, неослабевающий интерес, ненавистный враг, ни разу не был, не с кем встретиться, неглубокая речщ1ка, неоткуда и не от кого получать письма, нерешенный вопрос, не сговариваясь; не вспаханные, а освободив шиеся от снега поля; не распечатанные мною конверты; некогда погово рить.
Вывод о написа ни и не с различны ми частям и речи.
IV. Выбороч ный дикта нт.
Из уп р. 398 уча щиеся выписыва ют п редложения, в которых есть: а) отрицател ьные местоимен ия (1 ва риа нт), б) нареч ия с при ста вкой не- (11 ва риа нт).
V. Запись слов в раздел «Говори пра вильно».
Вы правы, они правы, она права.
VI. Ди ктант «Проверь себя».
Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспо минаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъем на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь - всюду нетронутый снег.
А какая тишина! То была необыкновенная. никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не пре рывал ее. Каждый не мог не чувствовать всей неповторимости красоты гор.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: упр. 399: 1) списать, объясн ить гра фически вста вленн ые орфограммы; 2) соста вить перечень пра вил, с которы ми встретятся учащиеся при выполнении данного уп ражнения; подготовиться к контрольному словарному диктанту.
У р о к 144. Закрепление правописания частицы не