- 5 –
- Обращаемся снова к интерактивной доске:
Аринушка:
3 часть: 4 часть:
Одиночество в кресле; «На редкость чуткий ребенок»;
Игры в тишине; сидит, сжавшись не подходит ни к кому;
В комочек; на шее – круг грязи; в глазах ее боль и немой вопрос:
Корка между пальчиками рук; почему? Вши в волосах; спит на полу,
Ни о чем не спрашивает; заботясь о кукле; «очень похудевшая и
побледневшая»; слеза ребенка в
молчании;
|
|
- Что происходит со взрослыми?
- Что мучает этих людей?
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Взрослые допускают такое противоестественное состояние ребенка, потому что испытывают почти животный страх за самих себя, они боятся, что за сочувственное отношение к ребенку арестованного инженера они окажутся в тюрьме, соседям проще не замечать страдания Аринушки, чем помогать ей. Их, может быть, и мучает совесть, но страх сильнее всего.
ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ – СЛАЙД № 5.
СТРАХ
За себя, за семью встретиться взглядом с её глазами -
«синими, как небеса…»
5). Рассуждение о героинях рассказа:
- В рассказе две героини: Надежда Петровна и Марья Петровна, у них одинаковое отчество – Петровна от имени Пётр.
- Как вы думаете, почему обеим женщинам автор даёт отчество от имени Пётр?
- 6 -
ОТВЕТ: Имя «Петр» в переводе означает «камень».
- Аринушка имеет отчество Андреевна, так как её отца зовут Андрей Афанасьевич.
- Как вы думаете, почему у неё такое отчество?
ОТВЕТ: Имя «Андрей» в переводе означает «мужественный».
- Кто сильнее: две взрослые женщины или пятилетняя девочка?
- Какие строки этой части, на ваш взгляд, самые пронзительные? Какие слова потрясают до глубины души, заставляя содрогнуться, застыть от боли и возмущения? Поищите их
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: приводят разные примеры, и может быть, кто-нибудь прочитает о том, как девочка спит на полу, прикрывая полой своего пальтишки заболевшую куклу, заботясь о ней: в сердце пятилетней малышки больше любви и сострадания, чем в душах взрослых и сильных, на ее взгляд, людей. Такое поведение ребенка потрясает.
|
|
ОБРАЩЕНИЕ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ НА ДОСКЕ.
- Посмотрите на следующую иллюстрацию: что сделали взрослые, сильные и умные люди, с ребенком. Аринушка, продолжая обращаться к женщинам со слова «милая»,
стремится растопить окаменевшие сердца. В отличие от ребёнка, взрослые спрятали свои души в броню, себя жалеют, страдая душой, проходя по коридору. Их продолжает объединять страх.
4. РЕФЛЕКСИЯ.
- Составьте синквейн к этому слову, опираясь на прочитанный текст. (Слово – «страх»).
Дети составляют стихотворение, затем зачитывают свои варианты.
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
Страх.
Холодный, давящий.
Сковывает, управляет, меняет.
«Никогда не думала быть его сестрой»
Слабость.
Страх.
Всеобъемлющий, подавляющий.
Терзает, губит, сбивает с толку.
Самое страшное – видеть детские слезы.
Совесть.
- 7 -
- Готовясь к уроку, я написала свой синквейн, послушайте его:
Страх.
Непобедимый, вечный.
Убивает, разрушает, унижает.
«Нужно только не смотреть в ее сторону…»
Смерть.
- Последнее слово в моем синквейне – «смерть», смерть души. Смерть – это финал жизни всего живого.
- А есть ли финал у рассказа, прочитанного нами? Каким вы его себе представляете?
- Запишите в рабочих листах свой прогноз финала. Зачитайте его. Обсуждение вариантов финала детей.
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Девочка медленно умирает от истощения; в соседях все-таки просыпается совесть: она выжила, но никогда не простила; комендант забрал ее к себе; ее отдали в детский дом; произошло чудо – отец вернулся…
- Давайте послушаем, каким автор делает финал своего рассказа?
5. ЧТЕНИЕ ФИНАЛЬНОЙ ЧАСТИ.
Беседа:
- Что произошло со взрослыми? (работа с текстом).
- Верите ли вы в их искренность?
- Чему они так радуются?
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Взрослые рады тому, что закончились их страдания, что не надо больше бояться, следовательно, можно «вернуться» к ребенку…
- Поверить жильцам квартиры № 6 очень трудно, так как с ними не происходит самого главного – покаяния, а значит, нет очищения души, нет её возрождения.
- Каково теперь ваше отношение к соседям?