Для интеллигентного человека дурно
говорить также неприлично, как и не
уметь читать и писать.
А.П. Чехов
И в древности, и в новейшее время
Ораторское искусство было одним
Из сильнейших рычагов культуры.
А.П. Чехов
Теоретическая часть:
- Оратор и его аудитория.
- Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала.
- Композиция публичного выступления.
- Приемы изложения и объяснения содержания речи.
- Аргументация в ораторской речи.
- Монолог и диалог в публичных выступлениях.
- Речевые тактики и стратегия общения.
- Контакт оратора с аудиторией.
- Как повысить интерес слушателей к выступлению?
- Как готовиться к выступлению.
- Оценка эффективности публичного выступления.
Литература:
1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов. М.: 2010.
2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. 2010.
3. Лыткина О. И. Практическая стилистика русского. 2009.
4. Малычева Н. В. Стилистика и литературное редактирование: Дашков и К?, 2011.
5. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М.: 2009.
Дополнительная литература:
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов.
–Ростов-на-Дону, 2002. –С. 271-324.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.
–Ростов-на-Дону, 2000. –С. 211-302.
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 2001. – С. 207-220.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.,2002. – С. 348-361.
- Ивин А.А. Теория аргументации: Учебное пособие. – М., 2000.
- Клюев Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1999. – С. 22-137.
- Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. – С. 86-95, С. 102-133.
- Львов М.Р. Риторика. 1995. – М., С. 23-55.
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 2002.
- Савкова З.В. Искусство оратора. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 143-187.
- Сергеечева В. Как говорить убедительно. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 4-157.
- Хайнц Леммерман. Уроки риторики и дебатов. – М., 2002. – С. 47-234.
- Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 1999.
- Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000. – С. 413-480.
Практическая часть:
- Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи, а также использование в ней риторических фигур и приемов аргументации.
Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933г.)
«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грас, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.
И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».
- Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем:
1) Читайте, читайте, читайте!
2) О времена! О нравы!
3) Отцы и дети.
4) Ученье – свет.
5) Ода здоровому образу жизни.
6) Ода студенчеству.
7) Легко ли быть молодым.
8) О красоте.
9) Дарите людям радость.
10) Человек и природа.
- Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление.
Критерии оценки речей. (По книге «Русский язык и культура речи» / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2002).
№ пп. | Аспекты | Возможные ситуации | Кол-во баллов | |||
1. | Соответствие содержания речи теме | а) соответствует полностью б) не полностью в) не соответствует | 2 1 0 | |||
2. | Использование фактов | а) в достаточном количестве б) в недостаточном количестве в) в излишнем количестве г) не использованы | 2
1 1 0 | |||
3. | Характер использованных фактов | а) интересные факты б) свежие факты в) всем известные факты | 2 2 0 | |||
4. | Интерпретация фактов | а) удачная интерпретация б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно) в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято) | 2
1
0 | |||
5. | Количество аргументов | а) аргументы содержатся в достаточном количестве б) в недостаточном количестве в) в излишнем количестве г) аргументов по существу нет |
2
1 1
0 | |||
6. | Характер аргументов | а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.) б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.) в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные) |
3
1
0 | |||
7. | Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе) | а) использование аргументов разных типов б) типовое однообразие аргументов |
3
1 | |||
8. | Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей) | а) заметная ориентация на всю аудиторию б) ориентация только на часть аудитории в) отсутствие ориентации |
2
1 0 | |||
9. | Композиционная (структурная) сторона речи | а) композиция четкая (хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой) в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие-то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить) |
4
1
0 | |||
10. | Выразительность речи | а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое количество фигур речи немногих типов; периоды не используются в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют |
4
1
0 | |||
11. | Ортологическая сторона речи | а) ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т.п. б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более) |
3
1
0 | |||
12. | Подготовленность речи | а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна) б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т.д.) в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т.п.) |
4
1
0 | |||
13. | Соблюдение правил произнесения речи | а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты – частое использование платка и т.п.) б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них |
4
1
0 | |||
14. | Реакция выступающего на поведение аудитории | а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль |
3
0 | |||
Приложение №1.