Периодизация развития римского права, источники римского права

Периоды римского права:

1) архаический (4 – сер. 3 в. до н.э.);

2) классический (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.);

3) постклассический (4 – 6 вв.н.э).

Римское право. Ученые считают, что право Древнего Рима прошло в своем развитии следующие стадии:

1. квиритское, или цивильное, право (jus civile);

2. преторское право (jus praetorium);

3. общенародное право (jus gentium);

Собственно римское право, в свою очередь, делится на пуб­личное, jus publicum (право, которое, по словам Домиция Ульпиана, знаменитого римского юриста, относится "к положению римского государ­ства") и частное, jus privatum, которое от­носится "к выгоде отдельных лиц".

Источниками знаний о государстве и праве Древнего Рима являются дошедшие до нас памятники законодательства (законы 12 таблиц, Кодекс Феодосия, Кодекс Юстиниана и др.); сочинения римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана и др.); историков (Тита Ливия, Тацита, Авла Гелия, Флавия и др.), философов и ораторов (Цицерона, Сенеки и др.), писателей (Плавта, Теренция и др.), а также многочисленные документы частного характера (папирусы, эпитафии и т.д.).

 

 

Схема 25.

 

Источниками римского права в царский период были обычаи и немно­гочисленные законы рексов. Право того периода характеризовалось влиянием общинных от­ношений, примитивностью основных институтов, строгим формализ­мом (малейшее искажение требуемой формы судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом.

2. Законы ΧΙΙ таблиц

Законы двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum; 451—450 год до н. э.) — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Законы двенадцати таблиц регулировали

сферу семейных и

наследственных отношений,

содержали нормы, относящиеся к займовым операциям,

к уголовным преступлениям.

Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писаный источник права Древнего Рима.

 

Законы двенадцати таблиц сохранились только в отрывках.

Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. До сих пор должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. К тому же магистраты-патриции злоупотребляли в судах, опираясь на свое толкование обычного права, которое не было опубликовано и не могло быть проверено.

1. В "Законах XII таблиц" было зафиксировано правовое различие патрициев и плебеев, патронов и клиентов, свободных и рабов. Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8 и 1/3 процента в год. Однако патриции добились включения в текст законов ряда пунктов, ущемляющих права плебеев: их браки с патрициями запрещались, закреплялся институт клиентелы, выгодный прежде всего патрицианским родам.

1) Все вещи в Риме делились на

манципируемые - res mancipi и

неманципируемые - res пес mancipi.

К первым относились земля, здания, рабочий скот, рабы, те вещи, которые составляли самую основу хозяйствования (средства труда и орудия производства).

Ко второй категории были отнесены все остальные вещи.

Так для отчуждения (продажи, дарения, залога) вещей res mancipi нужно было совершить сложную процедуру- манципацию (от слова манус - рука, господство над вещью).

Если вещь res mancipi приобретена без манципации, хотя за нее и заплачены деньги, то право собственности оставалось у продавца. Последний мог всегда, ссылаясь на свое квиритское право собственности, востребовать вещь обратно.

2) Сервитут - право на чужую вещь. Собственники земельных участков вынуждены были терпеть прогон через участок соседского скота на водопой, свисающие ветви соседских деревьев и пр.

3) Обязательственное право.

Римское право разделяло все договоры на четыре группы:

· вербальные;

· литтеральные;

· реальные;

· консенсуальные.

Вербальный договор был самым старым видом договора, на основе которого во времена Законов XII таблиц совершались сделки разнообразных видов - купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов "даю", "сделаю". Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (устного произнесения слов о соглашении в определенном порядке).

Позднее возникли Литтеральные договоры, т.е. письменные обязательства, которые распространились в классическом римском праве.

Римские юристы выделили в особую группу реальные договоры,  которая характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи. К таким контрактам, напри­мер, относились:

· договоры хранения;

· договоры займа;

· договоры ссуды.

При консенсуальном договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма.

 

Самым распространенным договором был договор займа. Он заключался через манципацию (5 свидетелей, весодержатель, произнесение формул).

Если у должника оказалось несколько кредиторов, то закон предписывал должника разрубить на части. «Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину», - говорили Законы XII таблиц.

Законы XII таблиц знали обязательства, вытекающие не только из договоров, но и правонарушений - деликтов. Деликты могли быть направлены как против личности (причинение телесных повреждений), так и против имущества лица (вещь уничтожена или повреждена). Потерпевший от деликта и правонарушитель становятся сторонами в гражданском процессе. Одна из сторон имеет право требовать от другой возместить причиненный ущерб. Закон предоставлял им возможность помириться.

Кража в Риме не была уголовно наказуемым деянием, а рассматривалась как деликт. Такой деликт назывался «фортумом» (fortum). Законы XII таблиц разрешали потерпевшему убить всякого ночного вора и вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор избивался и отдавался потерпевшему в рабство.

4) Семейное право

Во главе многочисленной римской семьи находился домовладыка (pater famileas). Семья звучала по-латински «фамилия», и домовладыка имел над всеми членами семьи право жизни и смерти, т.е. ту же власть, что и над вещами.

По воле мужа жена обязана была покинуть дом и брачные отношения прекращались. В действительности рядом с домовладыкой чуть ли не на равной степени уважения в семье была мать семейства (mater famileas). На ней лежало управление всем домом. Отец, распоряжавшийся детьми и рабами как домашней утварью, имевший право над жизнью и смертью новорожденного, преклонялся перед могущественной властью материнской любви. Брачная жизнь охранялась законом. Ни один из членов семьи, даже взрослые сыновья какое бы общественное положение они ни занимали, не имели никакой собственности. Все совершенные им сделки считались законными, если они совершены с согласия домовладыки и в его интересах.

Все лица, живущие под властью pater famileas (жена, сыновья, снохи, внуки, правнуки, братья) объединялись общим названием агнаты. Эта связь была больше юридической, чем кровной.

Все другие родственники, ушедшие из-под власти домовладыки, а это главным образом, вышедшие замуж дочери, внучки, назывались когнатами. Всякая юридическая связь между ними прекращалась. Ущедшие из-под власти домовладыки теряли право на наследство.

В Древнем Риме были известны три формы заключениябрака:

· брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под полную власть мужа;

· брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;

· брак сине ману - без власти мужа.

Большее распространение в Риме получила новая форма брака, особенностью которой было правовое равенство супругов. Такой брак назывался sine manu («сине ману») и в нем не было власти мужа над женой в юридическом смысле. Каждый из супругов мог прервать брачные узы. Такой брак следовало возобновлять ежегодно, а для этого жена должна была уходить от мужа на трое суток. В противном случае брак превращался в cum manu.

Обязательным условием установления брачных отноше­ний признается свободно выраженное согласие брачующихся - как же­ниха, так и невесты. Развод (divortium) в Риме был явлением обыкновенным и не преследовался законом. Жена при разводе получала свое приданое.

5) Наследственное право. В случае отсутствия завещания все сыновья, состоявшие под властью отца, получали равную долю имущества. А если сын умирал, то его доля переходила его сыновьям, т.е. внукам наследодателя. Наследовали только агнаты. Когда же их не было, то все имущество переходило к брату умершего. А если не было наследников, то имущество считалось вымороченным, общей собственностью всех граждан.

Развитие имущественных отношений привело к необходимости наряду с законной формой завещания установить и наследование по завещанию.

6) Уголовное право. Законы XII таблиц содержали сравнительно малый перечень уголовно наказуемых деяний.

Прежде всего считалось преступным деяние, направленное против государства и общественного строя. Произвол был велик при выборе наказания. Государственные преступления, такие как измена, трусость на поле боя, оказание помощи врагу и др. наиболее тяжкие воинские преступления карались смертной казнью.

К видам преступлений в римском праве можно отнести:

1. преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского го­сударства, -- присвоение казенного имущества и расхищение государ­ственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.;

2. религиозные преступления, число которых значительно возросло пос­ле официального признания в IV веке христианства;

3. воинские преступления - - измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.;

4. преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, - крово­смешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамуж­ней женщиной, мужеложство и т. д.;

5. преступления против личности;

6. преступления против собственности.

Первоначально наказание строилось на принципе возмездия. В период домината оно также преследует цели устрашения, причем в императорском Риме происходит усиление карательной направлен­ности наказания и резкое увеличение числа его видов:

· восстанавливается смертная казнь по отношению к римским гражданам, которая в поздней республике не применялась. При этом появляются новые виды этой санкции: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление;

· каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установ­ленный срок, отдача в гладиаторы;

· различные виды ссылок и высылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка;

· телесные нака­зания;

· широко практиковалась конфискация имущества осужденных.

Уже во времена Законов XII таблиц римское право знало юридические категории умысла и неосторожности, связывая с тем и другим различные степени ответственности.

Право предоставляло преступнику апеллировать в центуриатные собрания. Ему предоставляли возможность избежать наказания добровольным изгнанием. Он мог покинуть Рим до того, как выскажется последняя центурия. Покидая Рим, он терял права гражданина и все свое имущество.

Жизнь рабов находилась во власти их господ. Однако совершенное рабом преступление впоследствии стали рассматривать римские суды, и они выносили наказание. Раб не имел права на защиту, права обжаловать приговор. Наказание рабов были исключительно жестоки. Там, где свободный человек отделывался ударами палки, раба истязали бичом или заковывали в цепи на всю жизнь. Приговоренного к смерти раба подвергали распятию на кресте.

7) Суд и процесс. Легисакционный процесс: состоял он из двух стадий: «ин юре» (in jure) и «ин юдицио» (in judicio). На первой стадии претензии одной стороны к другой рассматривались претором. К претору сторона обращалась в том случае, когда она не имела права обратиться с иском в суд по причине того, что у нее не было права собственности на оспариваемую вещь. Цель это стадии – определение правового характера возникшего спора.

На второй стадии судья рассматривал дело по существу и объявлял устное решение, которое нельзя было оспорить.

Значение: "Законы XII таблиц" определили дальнейшее развитие римского права и способствовали консолидации римского общества, его экономическому и военному укреплению. Все последующие законы являлись отражением борьбы патрициев и плебеев и результатом компромисса между интересами тех и других.

Римское вещное право

 Римское право не выработало понятий вещного и обязательственного права и их отличий, однако, основываясь на трудах римских юристов, такое различение про­вести можно, учитывая, что они различали вещные и личные иски.

 

При определении вещного права надо различать вещное право в объективном и в субъективном смыслах.

Вещное право (в объективном смысле) - это ком­плекс норм гражданского права, регулирующий права и обязанности, связанные с обладанием материальными объектами.

Вещное право (в субъективном смысле)- это право (возможность) непосредственно и независимо от чьей-либо воли осуществлять господство над вещью.

Таким образом, объектом вещного права является вещь, и ее обладатель пользуется абсолютной защитой (то есть против любого нарушителя его прав).

В Древнем Риме такая защита осуществлялась при помощи вещных исков (actiones in rem).

Вещи в Древнем Риме делились на:

• вещи божественного права;

• вещи человеческого права.

Вещи человеческого права делились на:

• публичные;

• частные.

Одно из основных делений вещей:

• нетелесные;

• телесные.

Существовали также следующие классификации:

• движимые и недвижимые вещи;

• делимые и неделимые;

• потребляемые и непотребляемые;

• манципируемые и неманципируемые;

• вещи, находящиеся в обороте, и изъятые из оборота;

- главные вещи и их принадлежности;

• вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками;

• плоды.

В Древнем Риме выделялись следующие виды вещных прав:

• право собственности как основное вещное право;

• владение (различие между владением и собственностью стало проводиться в римском праве лишь на позд­нем этапе его развития);

• права на чужие вещи. В данном случае право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако не собственник имеет ряд прав в отношении данной вещи.

Права на чужие вещи включали:

• вещное право на пользование чужой вещью - сервитут;

- вещное право на пользование и распоряжение чужой вещью:

- залог;

- эмфитевзис (наследуемая земля);

- сулерфиций (право застройки).

Объектом собственности могли быть как манципируемые, так и неманципируемые вещи, но если говорить о недвижимости, то она должна была обязательно находиться на территории Италии.

Манципируемые вещи (Res mancipi), то есть, такие вещи, которые являются наиболее ценными с точки зрения их хозяйственного оборота, отчуждаемые при помощи специального обряда манципации. К ним относили: крупный рогатый скот, рабов, сервитуты, а также имения, находящиеся на итальянской земле.

Не манципируемые вещи или же Res nec mancipi являлись вещами оборот которых допускался в неформальном упрощённом порядке, например, при помощи простой передачи. Этими вещами считались все остальные вещи, которые не относились прямо к манципируемым цивильным правом.

В классическом праве для договорного приобретения собственности применялись три способа mancipatio, in iure cessio и traditio.

Манципация возникла тогда, когда Рим еще не знал чеканной монеты, и в качестве денег употреблялась медь в слитках, когда ее действительно рубили и взвешивали. Наличие пяти свидетелей есть пережиток участия всей общины в отчуждении. Община некогда давала разрешение на отчуждение и контролировала сделку. Свидетели – не просто очевидцы, а гаранты действительности сделки, прочности совершаемого приобретения. Приобретатель (по общему правилу состоятельный человек) стремился приобрести землю с гарантией, что ни государство, ни отчуждатель не отберут ее. Несомненно, что в начале манципация была действительной куплей-продажей. В момент приобретения вещи покупатель произносил формулу и тут же вручал продавцу плату. С течением времени сохранилась лишь форма сделки, но ее содержание стало иным. Действительная сделка и передача денег совершались вне самого обряда манципации. При наличии чеканной монеты кусок меди вовсе не был эквивалентом. И хотя реальной уплаты не было, но форма оставалась. Больше того, без соблюдения обряда манципации собственность на вещь не переходила к приобретателю. С течением времени обряд манципации получил широкое применение. Торжественная форма с участием пяти свидетелей, весовщика и с произнесением формулы «приобретаю за кусок меди» начинает обслуживать почти весь тогдашний оборот, пусть и несложный. Обряд «посредством меди и весов» (per aes et libram) стали применять даже при совершении брака и при распоряжении имуществом на случай смерти.

Передача (traditio). В качестве способа перенесения права собственности традиция была усвоена «правом народов» (ius gentium) как составной частью римского права. Традиция состояла в передаче фактического владения вещью от отчуждателя приобретателю. Передача эта была выполнением предварительного соглашения обеих сторон о том, что собственность переносится одним лицом на другое.

В отдельных случаях традиция являлась ничтожной в силу того, что ее цель противоречила закону или установленному порядку, например при запрещенном дарении между супругами или при дарении, не оформленном протокольным актом, предписанным императорскими законами.

Приобретение права собственности на плоды. Плоды, с момента отделения от плодоприносящей вещи (separatio), т. е. с того момента, с которого плоды становятся отдельной вещью, принадлежали только собственнику последней. Однако допускались исключения в пользу носителей некоторых прав на вещь, например в пользу пожизненных плодопользователей. От них требовалось, однако, чтобы плоды были собраны (perceptio).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: