Сатир в гостях у крестьянина. Начало 1620-х гг. 153х205. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

      Сюжетом картины является басня Эзопа, где говорится о том, что дружба крестьянина и сатира скоро разладилась, т.к. сатир обвинил крестьянина в двуличии: сначала крестьянин дул на руки, чтобы их согреть, а потом дул на суп, чтобы его остудить. В композиционном решении мастер использовал приемы Караваджо: низкая линия горизонта, ступни ног крестьян, выдвинутые на первый план. Простоватые персонажи, контрасты света и тени. Популярность картины заставила художника много раз повторять этот сюжет.

                                                                                                                  

Бобовый король. 1638.157х211. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      Семейный праздник, характерный для Фландрии: к семейному столу выпекали пирог, в который запекали боб. Если мужчине доставался кусок пирога с бобом, он объявлялся королем праздника, выбирал себе королеву, и ему воздавались шутливые почести. Картина также имеет много вариантов.

В этих картинах можно видеть продолжение традиции, заложенной Брейгелем в картинах «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец»: изображение незамысловатого веселья простых людей. Йорданс добавил некоторые грубые детали.

VI. Франс Снейдерс (1579-1657).

      Прославился как анималист и автор натюрмортов.

Птичий концерт. 1630-1640. Холст, масло. 136.5x240.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Лев, убивающий кабана

    

Фрукты в чаше на красной скатерти. 1640. Холст, масло. 59,8х90,8. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Серия натюрмортов с изображением лавок для охотничьего дворца архиепископа в Брюгге.

Фруктовая лавка. 206х342. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Рыбная лавка. 1620. Холст, масло. 209,5х341. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Мясная лавка. 1630-е. Холст, масло. 135х210. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

Овощная лавка. 1618-1621. Холст, масло. 208х341. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Лавка дичи. 1618-1621. Холст, масло. 207x341. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      Все натюрморты этой серии, как и некоторые другие, строятся по одному типу:

большую часть композиции занимает плоскость стола, на ней и под ней изображено изобилие фруктов, овощей или рыбы, дичи и т.д. С края изображены одна-две фигуры людей, для которых фоном может быть пейзаж. Натюрморт дополнен животными.

 

 

Характеристика стиля барокко.

Время.

Конец 16-17 век.

Причины возникновения.

Формируется на основе достижений эпохи Возрождения. Необходимость утверждения значимости государства, королевской власти, авторитета церкви.

Идея.

Триумф героя.

Жанры.

      Мифологический, исторический, аллегорический, бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт.                                                                                

Композиционные приемы.

· Динамичная, построенная по диагонали композиция.

· Многофигурные композиции.

· Фигуры изображаются в ракурсах.

· В сюжетных композициях окружающая среда изображается фрагментарно.

· Низкая линия горизонта, помогающая монументализировать героев.

· Крупные фигуры заполняют всю композиционную плоскость.

Цвет.

· Цвет – главное выразительное средство, помогающее выразить эмоциональность.

· Общий теплый колорит.

· Контрасты цвета.

· Мощная манера письма, сочетающая пастозность, лессировки, широкое письмо и детализацию.

Свет

Контрасты света.

Эмоциональная характеристика.

Бравурность, пышность, напряженность.

 

 

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ 17 ВЕКА.

 

 

I. C 1581 года Голландия - независимая от власти Испании буржуазная республика.  В 1648 году с Испанией был подписан  Вестфальский мир. Но стране пришлось продолжать политическую борьбу в 17 веке с Францией и Англией.

 II. Основой экономики страны были: судостроение,

                                                                          судоходство,

                                                                     посредническая торговля,

                                                                      изготовление текстиля из привозного сырья (сукна из английской шерсти и полотна из привозного хлопка),

                                                                     выращивание тюльпанов.

Голландия была единственной в Европе, где городское население преобладало над сельским.

  III. Была проведена кальвинистская реформа, т.е. официальной религией в стране стал кальвинизм, протестанская религия.

 IV. Это определило следующие черты искусства:

1. Главный заказчик – буржуазия.

2. Отсутствие влияния придворной культуры.

3. Реалистический, светский характер школы.

4. Картина является товаром. Предназначенная для буржуазного дома, она имеет небольшой размер.

5. Жанры: религиозная картина,

        бытовой жанр,

        портрет,

        пейзаж,

        натюрморт.

6. Художники специализируются на конкретном жанре.

7. Разнообразие местных школ. Ведущими художниками в разных городах были:

                                                                        Ф.Хальс в Гарлеме;

                                                                        Рембрандт в Амстердаме;

                                                                        Вермер в Дельфте.

В Утрехте сильно было влияние итальянской живописи.

8. Развитие искусства можно разделить на два этапа:

1 – первая половина 17 века. Демократизм.

2 – вторая половина 17 века. Изысканность.

 

V. Франс Хальс (1581/85-1666).

      Основоположник голландского реалистического портрета, граничащего с бытовым жанром.

 

Родился в Антверпене, в семье ткача. Позже семья переехала в Гарлем, где художник и жил до конца дней. Был членом актерской студии. С 1616 года – крупнейший портретист Голландии.

 

Пик популярности приходится на 20-30-е годы.

Портрет офицера (портрет кавалера). 1624. Холст, масло. 108х95. Собрание Уоллес, Лондон.

      Характерная поза с опертой в бок рукой сочетается с живой усмешкой на лице. Тщательно прописана вышивка на камзоле, кружева манжеты. Обращает на себя внимание характерный для художника мазок-штрих, также добавляющий портрету эмоциональности.

В подобно эмоциональном ключе решены многие портреты этого периода.

Смеющийся мальчик. 1625. Маурицхейс, Гаага.

Катарина Хофт с няней. 1619-1620. Холст, масло. 91х68. Государственные музеи, Берлин.

Семейный портрет Исаака Массы и его жены. 1621-1622. Рейксмузеум, Амстердам.

      Нетрадиционно построена композиция картины: семейная пара изображена слева, а справа - парк со скульптурой, фонтаном и прогуливающейся парой.

      В левом углу рядом с мужской фигурой изображен чертополох (символ мужской верности), со стороны женской фигуры – плющ.

 

      В Голландии в 16 веке складывается традиция создания групповых портретов военных ополченцев, главной функцией которых была охрана общественного порядка. Подобные портреты писал Дирк Якобс (Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков) в 16 веке.

 

Групповой портрет офицеров роты святого Георгия. 1627. Холст, масло. 179х257.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: