Сюжетом картины является басня Эзопа, где говорится о том, что дружба крестьянина и сатира скоро разладилась, т.к. сатир обвинил крестьянина в двуличии: сначала крестьянин дул на руки, чтобы их согреть, а потом дул на суп, чтобы его остудить. В композиционном решении мастер использовал приемы Караваджо: низкая линия горизонта, ступни ног крестьян, выдвинутые на первый план. Простоватые персонажи, контрасты света и тени. Популярность картины заставила художника много раз повторять этот сюжет.
Бобовый король. 1638.157х211. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Семейный праздник, характерный для Фландрии: к семейному столу выпекали пирог, в который запекали боб. Если мужчине доставался кусок пирога с бобом, он объявлялся королем праздника, выбирал себе королеву, и ему воздавались шутливые почести. Картина также имеет много вариантов.
|
|
В этих картинах можно видеть продолжение традиции, заложенной Брейгелем в картинах «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец»: изображение незамысловатого веселья простых людей. Йорданс добавил некоторые грубые детали.
VI. Франс Снейдерс (1579-1657).
Прославился как анималист и автор натюрмортов.
Птичий концерт. 1630-1640. Холст, масло. 136.5x240.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Лев, убивающий кабана
Фрукты в чаше на красной скатерти. 1640. Холст, масло. 59,8х90,8. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Серия натюрмортов с изображением лавок для охотничьего дворца архиепископа в Брюгге.
Фруктовая лавка. 206х342. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Рыбная лавка. 1620. Холст, масло. 209,5х341. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Мясная лавка. 1630-е. Холст, масло. 135х210. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.
Овощная лавка. 1618-1621. Холст, масло. 208х341. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Лавка дичи. 1618-1621. Холст, масло. 207x341. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Все натюрморты этой серии, как и некоторые другие, строятся по одному типу:
большую часть композиции занимает плоскость стола, на ней и под ней изображено изобилие фруктов, овощей или рыбы, дичи и т.д. С края изображены одна-две фигуры людей, для которых фоном может быть пейзаж. Натюрморт дополнен животными.
Характеристика стиля барокко.
Время.
Конец 16-17 век.
Причины возникновения.
Формируется на основе достижений эпохи Возрождения. Необходимость утверждения значимости государства, королевской власти, авторитета церкви.
|
|
Идея.
Триумф героя.
Жанры.
Мифологический, исторический, аллегорический, бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт.
Композиционные приемы.
· Динамичная, построенная по диагонали композиция.
· Многофигурные композиции.
· Фигуры изображаются в ракурсах.
· В сюжетных композициях окружающая среда изображается фрагментарно.
· Низкая линия горизонта, помогающая монументализировать героев.
· Крупные фигуры заполняют всю композиционную плоскость.
Цвет.
· Цвет – главное выразительное средство, помогающее выразить эмоциональность.
· Общий теплый колорит.
· Контрасты цвета.
· Мощная манера письма, сочетающая пастозность, лессировки, широкое письмо и детализацию.
Свет
Контрасты света.
Эмоциональная характеристика.
Бравурность, пышность, напряженность.
ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ 17 ВЕКА.
I. C 1581 года Голландия - независимая от власти Испании буржуазная республика. В 1648 году с Испанией был подписан Вестфальский мир. Но стране пришлось продолжать политическую борьбу в 17 веке с Францией и Англией.
II. Основой экономики страны были: судостроение,
судоходство,
посредническая торговля,
изготовление текстиля из привозного сырья (сукна из английской шерсти и полотна из привозного хлопка),
выращивание тюльпанов.
Голландия была единственной в Европе, где городское население преобладало над сельским.
III. Была проведена кальвинистская реформа, т.е. официальной религией в стране стал кальвинизм, протестанская религия.
IV. Это определило следующие черты искусства:
1. Главный заказчик – буржуазия.
2. Отсутствие влияния придворной культуры.
3. Реалистический, светский характер школы.
4. Картина является товаром. Предназначенная для буржуазного дома, она имеет небольшой размер.
5. Жанры: религиозная картина,
бытовой жанр,
портрет,
пейзаж,
натюрморт.
6. Художники специализируются на конкретном жанре.
7. Разнообразие местных школ. Ведущими художниками в разных городах были:
Ф.Хальс в Гарлеме;
Рембрандт в Амстердаме;
Вермер в Дельфте.
В Утрехте сильно было влияние итальянской живописи.
8. Развитие искусства можно разделить на два этапа:
1 – первая половина 17 века. Демократизм.
2 – вторая половина 17 века. Изысканность.
V. Франс Хальс (1581/85-1666).
Основоположник голландского реалистического портрета, граничащего с бытовым жанром.
Родился в Антверпене, в семье ткача. Позже семья переехала в Гарлем, где художник и жил до конца дней. Был членом актерской студии. С 1616 года – крупнейший портретист Голландии.
Пик популярности приходится на 20-30-е годы.
Портрет офицера (портрет кавалера). 1624. Холст, масло. 108х95. Собрание Уоллес, Лондон.
Характерная поза с опертой в бок рукой сочетается с живой усмешкой на лице. Тщательно прописана вышивка на камзоле, кружева манжеты. Обращает на себя внимание характерный для художника мазок-штрих, также добавляющий портрету эмоциональности.
В подобно эмоциональном ключе решены многие портреты этого периода.
|
|
Смеющийся мальчик. 1625. Маурицхейс, Гаага.
Катарина Хофт с няней. 1619-1620. Холст, масло. 91х68. Государственные музеи, Берлин.
Семейный портрет Исаака Массы и его жены. 1621-1622. Рейксмузеум, Амстердам.
Нетрадиционно построена композиция картины: семейная пара изображена слева, а справа - парк со скульптурой, фонтаном и прогуливающейся парой.
В левом углу рядом с мужской фигурой изображен чертополох (символ мужской верности), со стороны женской фигуры – плющ.
В Голландии в 16 веке складывается традиция создания групповых портретов военных ополченцев, главной функцией которых была охрана общественного порядка. Подобные портреты писал Дирк Якобс (Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков) в 16 веке.
Групповой портрет офицеров роты святого Георгия. 1627. Холст, масло. 179х257.