Социально-экономическое развитие Древней Руси

Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне и их соседи в VI-IX веках.

Социально-экономическое развитие Древней Руси.

СОЦИАЛЬНОЕ: Согласно Эверсу, русское общество прошло от родовой стадии до государственного состояния. Ранее Киевское государство было всего лишь комбинацией родов. Объединение родов привело к формированию племен, но племенная организация никогда не была сильна на русской почве; более того, в период переселения не только племена, но и сами роды подвергались ломке. Составные части Киевской Руси- города-государства и удельная владения-лишь частично совпадали с прежним племенным делением, а в некоторых случаях и вовсе не совпадали. Процесс социального расслоения начался среди восточных славян задолго до формирования Киевского государства. В Киевской Руси не существовало таких высоких барьеров между индивидуальными социальными группами и классами, которые существовали в феодальной Европе того же периода. Общество киевского периода состояло из двух крупных групп: свободных и рабов. Следует отметить, что среди самих свободных были различные группы: в то время как некоторые были полноправными гражданами, правовой статус других был ограничен. Также можно найти между свободными и рабами промежуточную группу, которую можно назвать полусвободными. В варианте «Правды» одиннадцатого столетия- есть следующие понятия: мужи-для высшего слоя свободных, люди-для среднего класса, смерды-для ограниченно свободных, челядь-для рабов. Древнерусское уголовное право не знало смертной казни. Взамен ее была система денежных платежей, налагаемая на убийцу. Высшие классы киевского общества имели гетерогенный источник. Их становой хребет состоял из выдающихся людей(мужей) основных славянских родов и племен. Некоторые из этих старейшин имели аланское происхождение. С подъемом княжеской власти в Киеве окружение князя (дружина) стала основным катализатором для формирования новой аристократии-бояр. В дополнение к служилой аристократии в Киевской Руси существовала аристократия по праву. Её членов называют «выдающиеся люди», «городские старейшины» и «потомками племенной аристократии». Князья к этому времени могут рассматриваться социально и экономически лишь как верхний слой класса бояр. При всем выдающимся политическом и социальном положении боярства, оно не представляло в киевский период какой-либо особый слой. ‘прежде всего, это не была исключительная группа, поскольку простолюдин мог войти в нее по каналу службы в свите князя. Во-вторых, она не имела каких-либо правовых привилегий. В-третьих, в то время как бояре вместе с князьями являлись владельцами больших земельных угодий в силу своей исключительности, они не были единственными землевладельцами, поскольку земля могла продаваться и покупаться без запретов и человек любой социальной группы мог ее приобрести. Большинство городского населения России вне сомнения принадлежала к слою, который может быть обозначен как низший класс. Однако, зная о распределении торгового класса Киевской Руси, мы можем быть уверены, что, по крайней мере в Новгороде и Смоленске, торговый люд как социальная группа был пропорционально более велик, нежели в городах Западной Европе этого времени. Процветающие хозяева, имеющие достаточно земли для удовлетворения своих потребностей могут быть охарактеризованы как составляющие сельский средний класс. Люди низких классов в русских городах киевского периода назывались “младшими людьми”. Они были в основном рабочими и ремесленниками различного рода: каменщиками, плотниками… К низшим классам киевского общества принадлежали также наемные рабочие или работники. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя. В городах-государствах Северной Руси- Новгороде и Пскове- высшая власть принадлежала не князю, а городу. Принимая во внимание статус смердов в Новгороде, на юге они были подчинены князю, последний скорее всего реализовал свою власть в качестве главы, нежели землевладельца. В Новгороде смерды занимали государственные земли, на юге существовало нечто наподобие совладения князя и смерда на земле последнего. Смерды должны были платить государственные налоги, в особенности так называемую дань. В Новгороде каждая группа регистрировалась на ближайшем погосте. С течением времени термин смерд приобрел уничижительное значение человека, принадлежащего к низшему классу. В начале 13 века термин смерд был употреблен как сельское население в целом. Крепостничество как правовой институт не существовало в Киевской Руси. Подчинение крепостного не было результатом свободной игры экономических сил, а являлось скорее итогом неэкономического давления. Феодализм может быть определен как слияние публичного и частного права, а природа власти сеньора была дуальной. Сеньор являлся как землевладельцем, так и правителем. Потенциально князь Киевский Руси имел тот же тип власти над населением своих владений. Однако социально-политический режим в стране в это время не способствовал развитию феодальных институтов. Обязательство могло быть взято различными путями и по различными причинам. Должник мог быть крестьянином. Торговцем или ремесленником, который взяв деньги для улучшения своего дела, был не в состоянии заплатить деньгами и, таким образом, не имел иного выхода, как заплатить своим трудом. Условия Русской Правды относительно закупа имели своей целью установить подобающий баланс между правами и долгом связанного договором работника, с одной стороны и долгом и правами кредитора- господина- с другой. Кроме наемных работников была еще одна социальная группа которая может рассматриваться, как состоящая из полусвободных. Это были вдачи, мужчины или женщины которые отдавались на временную службу господину. Есть еще одна группа полусвободных- отпущенники (изгои). Их положение было ближе всего к крепостному среди социальных групп этого периода. Поскольку они были под защитой церкви. Рабство в Киевской Руси было 2 типов: временное и постоянное. Человек становится рабом если: 1) по своей воле продается в рабство; 2) если он женится на женщине, и заключив перед этим специально соглашение с ее хозяином; 3) если он нанимается на службу хозяина в должности дворецкого или домоуправителя. Что касается самопродажи, следовало соблюдать 2 условия: 1)минимальная цена, 2) плата городскому секретарю. Никакой верхней цены на рабов не устанавливалось, но общественное мнение - по крайне мере духовенство - было против спекуляции в

работорговле. Раб не имел гражданских прав. Рабы использовались их владельцами как домашние слуги. Существовал также, разумеется, незаконный путь самоосвобождения раба- бегство.

Положение церковных людей: Первая категория среди них охватывает тех, кто участвует в церковном богослужении; Вторая категория состоит из тех, кто связан с благотворительными институтами; Третья категория-изгои. Общей характеристикой всех этих людей было то, что каждый из них утерял свой бывший статус и нуждался в приспособлении к новым обстоятельствам, для чего Церковь предлагала ему свою защиту.

Положение женщины в Древней Руси часто представляемо как полное подчинение мужчине. Женщины были лишены какой-либо свободы. В киевский период аналогичная община была основана на нижнем Днепре. Ее члены были известны как бродники, они жили за границами киевского государства. Наиболее крупным национальным меньшинством в киевский период были финны. Из смешения славян и финнов сформировалось ядро «великорусской» ветви восточных славян. Киевский период включал десятое, одиннадцатое и двенадцатое столетие. Эти три века видели восхождение и ее расцвет феодальных институтов в Западной и Центральной Европе. Термин «феодализм» может быть использован как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле он используется для обозначения социальной, экономической и политической системы, специфичной для стран Западной и Центральной Европы. В более широком смысле он может быть применен к некоторым социальным, экономическим и политическим тенденциям развития любой страны в любое время. В этом смысле любое определение развитого феодального режима должно включать три признака:1) политический феодализм- шкала опосредования высшей политической власти, существования лестницы больших и меньших властителей, связанных личным контактом; 2) экономический феодализм – существование манориального режима с ограничением правового статуса крестьян, а также разграничение между правом пользования относительно того же земельного владения; 3) феодальные узы – нераздельное единство личных и территориальных прав, при обусловленности землей вассала со стороны службы сеньеру. Сущностью феодализма в узком смысле является полное слияние политической и экономической власти внутри класса дворян - владельцев больших земельных поместий. Появление киевского государства рассматривается теперь советскими историками как выражение общеевропейского исторического процесса-перехода от рабства классической античности к средневековому феодализму. Элементы феодализма постепенно нарастали с начала двенадцатого столетия. Но несмотря на определенное ограничение правового статуса некоторых крестьян, никакого всеобщего крепостничества не существовало в киевский период. Этот процесс «Запаздывания» крепостничества был, конечно, одной из характерных граней социального и экономического режима, превалирующего в Киевской Руси.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ: В современной русской историографии существуют две точки зрения на то, что являлось главным фактором экономического развития Киевской Руси: "традиционная" и "революционная". Согласно первой, выдающимся представителем которой является В.О.Ключевский, внешняя торговля должна рассматриваться и как основа ранней русской экономики, и как важнейший фактор развития Киевского государства. Согласно второй (ее наиболее известный представитель Б.Д.Греков) в киевский период, так же как и позднее в московский, сельское хозяйство, а не торговля, было фундаментом государства и общества.

Ключевский в развитии своей теории дошел до полного отрицания важности сельского хозяйства в экономической жизни Киевской Руси. Греков не мог совершенно отрицать роль внешней торговли в киевский период: эта роль слишком очевидна. Однако он пытается свести к минимуму ее значение.

В письменных источниках киевского периода встречается масса упоминаний о земледелии и зерновых.Таким образом, не может быть никаких сомнений в том, что сельское хозяйство было одним из главных элементов русской национальной экономики киевского периода.

Однако из признания значения сельского хозяйства для Киевской Руси не следует, что мы должны отрицать роль внешней торговли или преуменьшать ее, как это делает Греков. Как и в случае с сельским хозяйством, существует достаточно доказательств, подтверждающих активность торговли в экономике Западной Евразии с незапамятных времен. Больше того, внешняя торговля была, несомненно, основным фактором формирования политики всех империй в Понтийских степях, от скифов до хазар.

Природные ресурсы

В киевский период небольшие группы русских первопроходцев побывали только в самой северной части Урала, а от южных районов, русские были отрезаны. Таким образом они были лишены самых богатых рудных областей, но они не были полностью лишены сырьевой базы. На их территории находились районы, богатые залегающими близко к поверхности месторождениями железной руды, преимущественно в болотах и по берегам озер. Однако главными природными богатствами Киевской Руси были не ее руды, а ее леса, пахотные земли, и полные рыбы реки и озера.

Охота, бортничество и рыболовство

Охота была важна для простых людей, особенно в лесной зоне Северной Руси. Во-первых, охота доставляла пищу значительной части населения, во-вторых, она обеспечивала мехами, нужными для изготовления теплой одежды, уплаты налогов (вместо денег) и торговли; в- третьих, давала шкуры для кожевенных работ.

Бортничество являлось другим распространенным видом лесного промысла. Оно было довольно примитивным: пчелы содержались в дуплистых стволах лесных деревьев. Продукция бортничества - воск и мед - пользовались огромным спросом как внутри

страны, так и за ее пределами. Воск, кроме всего прочего, был необходим для производства церковных свечей; он экспортировался в большом количестве в Византию и на запад, а после Крещения Руси стал использоваться также русскими церквями и монастырями.

Рыболовство, следовательно, играло не последнюю роль в русской экономике. Товарное рыболовство развивалось преимущественно на больших реках и озерах. Рыболовецкие артели на севере Руси, такие как на реке Волхов и озере Белом (Белоозера), упоминаются в источниках двенадцатого века. Тогда же галицкие рыбаки обосновались в низовьях Дуная. Самой ценной рыбой считался осетр.

Земледелие и скотоводство

И на севере и на юге Руси земледелие - последовательно, но медленно вырастая из примитивных условий - прошло много стадий. В целом можно сказать, что самая ранняя стадия заключалась в разрыхлении верхнего слоя почвы мотыгой или другим примитивным инструментом подобного рода с одновременной посадкой семян. На этой стадии каждый участок земли только временно использовался как пашня. Постепенно была достигнута следующая стадия, на которой поля постоянно использовались и обрабатывались регулярно.

Из зерновых на юге как основные культуры выращивали полбу, пшеницу, гречиху, на севере - рожь, овес и ячмень.

Разведение лошадей и крупного рогатого скота практиковалось в Южной Руси в течение веков и представляло собой важную отрасль русской национальной экономики в киевский период. Князья уделяли особое внимание разведению лошадей, частично в связи с военными нуждами, и огромные табуны лошадей содержались в княжеских имениях.

Металлургия

Железо было единственным металлом, добываемым в границах Киевской Руси. Оно использовалось, главным образом, для изготовления оружия и разноообразных инструментов; можно сказать, что железо формировало костяк материальной культуры страны, как мирной, так и военной.

Медь и олово привозили с Кавказа и из Малой Азии. Свинец поступал в основном из Богемии. Из меди отливали церковные колокола. Свинцом, иногда оловянными листами, покрывали крыши церквей.

Серебро доставлялось с разных сторон: из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии. Золото получали в результате торговли или войны от византийцев и половцев. Естественно, только князья и зажиточные люди могли позволить себе иметь их.

Хотя запасы металлов, кроме железа, в Киевской Руси были скудными, искусство металлургии достигло высокого уровня.

Ткачество, скорняжное и гончарное дело.

Искусство ткачества было известно восточным славянам. Для производства пряжи использовали лен и коноплю. В Киевской Руси с ростом населения, развитием ремесел и торговли потребность в текстильной продукции быстро возрастала. Из льняного и пенькового полотна делали мужскую и женскую одежду. Появилась необходимость в тонком белье. Новые потребности частично удовлетворялись импортными товарами, но также стимулировали совершенствование технологий отечественных ремесел.

Кроме изготовления одежды, льняная и пеньковая пряжа были необходимы для технических нужд.

Скорняжное дело, надо полагать, было высоко развито в киевские времена, так как меховая верхняя одежда являлась предметом первой необходимости, особенно на севере Руси, в связи с суровостью климата. Кроме того, меха носили как украшение.

Гончарное дело было известно русским славянам так же давно, как и прядение. Они делали горшки и кувшины самых разных видов, некоторые из них искусно украшали. С другой стороны, нет никаких определенных свидетельств, что в Киевской Руси производили стекло.

Торговля

Торговля между Киевом и Смоленском происходила еще до установления регулярных торговых отношений между Новгородом, Киевом и Константинополем.

Главный фактор развития внутренней торговли в Киевской Руси, можно усматривать в различии природных ресурсов страны. На Руси существовало коренное отличие между Севером и Югом - лесной и степной зонами. Торговля железом и солью была также результатом различий в экономической географии Руси.

Другим фактором развития внутренней торговли - скорее социальным, - являлось различие между городами и сельскими районами. Здесь перед нами случай зависимости горожан от снабжения их сельскохозяйственной продукцией крестьянами, и потребности крестьян в орудиях труда и других товарах, производимых городскими ремесленниками.

Возвращаясь к торговым функциям рыночных площадей в киевский период, можно сказать, что на рынках главных русских городов покупались и продавались самые разнообразные товары: оружие, изделия из металла, металлы, соль, одежда, шапки, меха, полотно, гончарные изделия, лес, древесина, пшеница, рожь, просо, мука, хлеб, мед, воск, благовония, лошади, коровы, овцы, мясо, гуси, утки и дичь. В небольших городах, по всей видимости, торговали только местные купцы, тогда как в крупных городах купцы действовали в национальном масштабе.

Теперь обратимся к внешней торговле. Как мы знаем, в восьмом и девятом столетиях варяги проложили торговый путь через Русь из Балтики в Азовское и Каспийское моря. В десятом столетии русские организовали собственную торговлю в национальном масштабе, продолжая извлекать прибыль из транзитной торговли. Днепровский речной путь вскоре превратился в основную артерию русской торговли, главный южный конец которой теперь был в Константинополе. Таким образом Черное море стало играть более важную роль в русской торговле, чем Каспийское; тем не менее русские продолжали отчаянно охранять путь на Каспий, однако в конце одиннадцатого века дорога на Азовское и Каспийское моря была перекрыта половцами, которые с этого момента - в периоды перемирий - служили посредниками между Русью и Востоком.

В Византию в десятом веке русские экспортировали меха, мед, воск и рабов; не совсем ясна ситуация одиннадцатого и двенадцатого веков. Половцы продавали заморским купцам русских пленных как рабов. Весьма вероятно, что в двенадцатом веке Русь экспортировала в Византийскую империю зерно. Из Византии в течение этих трех столетий на Русь импортировали в основном вина, шелка и предметы искусства, такие как иконы и ювелирные украшения.

В страны Востока Русь продавала меха, мед, воск, клыки моржей и - по крайней мере в отдельные периоды - шерстяное сукно и льняное полотно, а покупала там специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, а также оружие дамасской стали и лошадей.

Анализируя ассортимент товаров в русской внешней торговле, мы видим, что Русь посылала за границу в основном - если не исключительно - сырье, а получала из-за границы готовую продукцию и металлы.

Деньги

Прежде всего следует отметить, что в киевский период на Руси существовало три денежных стандарта: 1) золото, 2) серебро и 3) куны, хотя на самом деле это тоже было серебро, но меньшего достоинства. Основная единица всех трех систем называлась гривной. Этим словом первоначально называли "шейное крученое металлическое ожерелье". Как платежная единица гривна представляла собой не кольцо, а пластину золота или серебра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: