Понятие и предмет истории

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Проректор по учебной работе

                                                                                               Соловьева И.В.

 

«__» _______________ 2018 г.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (КУРС ЛЕКЦИЙ)

 ИСТОРИЯ

 

Направление подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело  
Направленность (профиль) «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти», «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа газоконденсата и подземных хранилищ»,  «Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта», «Бурение нефтяных и газовых скважин».
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Учебный план 2018 г.
Изучается во 2 семестре  
СОГЛАСОВАНО:   РАЗРАБОТАНО:
Зав. выпускающей кафедрой  Димитриади Ю.К. _________    «__» _____________ 2018 г.     Рассмотрено УМК Протокол №___ от «___»_______ 2018 г.   Председатель УМК Гуманитарного института Вартанова Л. Р.________________     Зав. кафедрой истории России Колесникова М.Е.    «__» _____________ 2018 г.   Профессор кафедры истории России Невская Т.А., профессор С.И. Маловичко, доцент Т.В. Беликова, Т.А. доцент Дворцова, доцент Л.А. Зверева, доцент Е.Ю. Любушкина, доцент Е.Ю.Оборский, доцент А.В. Танцевова _________________________ «__» ____________ 2018 г.    

 

 

Ставрополь, 2018

МИНИCTEPCTBO НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (КУРС ЛЕКЦИЙ)

 ИСТОРИЯ

Направление подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело    
Направленность (профиль) «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти», «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа газоконденсата и подземных хранилищ»,  «Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта», «Бурение нефтяных и газовых скважин».  
Квалификация выпускника бакалавр
Объём занятий:Итого 81 ч. 3 з. е.
В т.ч. аудиторных 40,5 ч.  

Из них:

Лекций Лабораторных работ Практических занятий         

27 ч.

-

13,5 ч.

Самостоятельной работы                                6,75 ч.

Экзамен 2 семестр                                        33,75 ч

 

 

Ставрополь, 2018

 

 

Печатается по решению

Учебно-методического совета

Северо-Кавказского федерального

университета

 

Рецензенты:

Кравченко И.Н, кандидат исторических наук, доцент

Сальный А. М., кандидат исторических наук, доцент

 

 

 История: курс лекций / авт.-сост.: М.Е. Колесникова, С.И. Маловичко, Т.А. Невская, Т.В. Беликова, Т.А. Дворцова, Л.А. Зверева,
Е.Ю. Любушкина, Е.Ю. Оборский, А.В. Танцевова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. –333 с.

 

    Учебное пособие (курс лекций) написано с учетом современного научного подхода к изучению Истории и последних исследований исторической науки. Предназначено оказывать помощь студентам в систематизации, углублении и обобщении знаний по дисциплине История.

    Учебное пособие (курс лекций) составлено с учетом требований соответствующей рабочей программы и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело», направленность (профиль) - «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти», «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа газоконденсата и подземных хранилищ», «Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта», «Бурение нефтяных и газовых скважин».

 
 

 

 

Авторы-составители:

   д-р ист. наук, профессор М.Е. Колесникова,

д-р ист. наук, профессор С.И.Маловичко,

д-р ист. наук, профессор Т.А. Невская,

канд. ист. наук, доцент Беликова Т.В,

канд. ист. наук, доцен Т.А. Дворцова,

канд. ист. наук, доцент Л.А Зверева,

д-р ист. наук, доцент Е.Ю. Любушкина

канд. ист. наук, доцент Е.Ю. Оборский,

канд. ист. наук, доцент А.В. Танцевова.

 

 

© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2018



Оглавление

Введение ….. ………………………………………………………………...... 5

Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

Лекция 1. (Тема № 1. Место истории в системе наук. Этапы развития истории как науки. Типы исторических источников)….…………….…………….……….......8

Раздел 2. Становление российской государственности в контексте мировой истории.

Лекция 2.(Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире) 33

Лекция 3. (Тема 3. Древняя Русь)……………. ……………………………………………49              

Раздел 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.

Лекция 4. (Тема № 4. Русь и Европа в XIII – нач. XVIв. Объединение русских земель вокруг Москвы).....................................................................................……67

Раздел 4. Россия в XVI−XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.

Лекция 5. (Тема 5. Эволюция московской государственности в XVI –начале XVII века в контексте европейского развития)…………………………………………… ……….83

Лекция 6. (Тема 6. XVII век в истории России и мира ). …………………...........99

Раздел 5. XVIII – XIX вв. в отечественной и европейской истории. Провозглашение Российской империи. Промышленный переворот.

Лекция 7. (Тема 7. Рождение империи. Время Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов).………………………..………………………………….……....113

Лекция 8. (Тема 8. Россия и мир во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II)……………………………………………………………….128

Лекция 9. (Тема 9. Российское государство и общество в первой половине XIX века)……………………………………………………………………………………….144

Лекция 10.(Тема 10. Модернизация экономики и социального строя России во второй половине XIX века. Россия на мировой арене)………………………………………..165

Раздел 6. Россия и мир в XX веке.

Лекция 11. (Тема 11. Россия в начале ХХ века)…………………………………………181

Лекция 12. (Тема № 12.Первая мировая война и ее влияние на развитие мирового сообщества. Революция 1917 года в России)…………………………………………198

Лекция 13. (Тема № 13.Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918 – 1921 гг.)………………………………………………………………………………….219

Лекция 14. (Тема № 14. Советское общество в 1920 – 1930-е гг.)…………………..237

Лекция 15. (Тема № 15. Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939 – 1945 гг.)…………………………………………………………………256

Лекция 16. (Тема 16. Советский Союз и мир в 1945-1985 гг.: попытки реформ и нарастание кризиса)………………………………………………………………………..278

Лекция 17. (Тема 17. От перестройки к обновленной России)……………………….297

Раздел 7. Россия и мир в начале XXI века.

Лекция 18. (Тема 18. Место России в многополярном мире)…………..…………….316

Заключение ………………………………………………………………………………332

 

ВВЕДЕНИЕ

История – это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, накопленный многими и многими поколениями. Историческая наука делает доступной эту копилку человеческого опыта всем. История – это развивающийся массив социального опыта, передающийся от поколения к поколению, который каждый раз осмысливается заново с учетом нового опыта.

Цель дисциплины История – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно- исторического процесса, с акцентом на изучение истории России.

Изучение Истории помогает увидеть многообразие мира и исторического опыта человечества, систематизировать огромное количество имеющихся в нашем распоряжении данных о прошлом и применить их к решению насущных задач. Напротив, потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной. «Без знания истории, - писал русский историк В.О. Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».

Цель пособия – помочь студентам в изучении истории, научить выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений, процессов, самостоятельно соотносить и сравнивать историчекие факты во времени и пространстве. Материал представлен в соответствии с хронологическим принципом изложения и охватывает всю историю человечества от появления первых государств до наших дней. Каждую лекцию предваряет план, в соответствии с которым построено изложение материала. Четкое структурирование текста, выводы и вопросы облегчают его усвоение, позволяют быстро и грамотно подготовить ответ на экзаменационный билет.

Учебное пособие (курс лекций) разработано в соответствии с требованиями основных образовательных программ бакалавриата согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело.

Оно дает полноценную комплексную возможность решить следующие задачи:

• углубление и закрепление знаний по Истории;

• активизация познавательной деятельности студентов;

• развитие исторического мышления, интереса к предмету;

• научно, доказательно вести диалог, овладеть культурой спора, основами ораторского искусства;

• сопоставлять разные точки зрения с выбором оптимального, находить нестандартные решения, отстаивать свою точку зрения, аргументировать свою позицию.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины «История»:

- Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

-  Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

В результате освоения дисциплины «История» студент должен:

знать:

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;  

- движущие силы и закономерности исторического процесса;

- различные  подходы  к  оценке  и  периодизации  всемирной  и отечественной истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

  уметь:

- анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи;

 - анализировать основные закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории.

владеть:

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- способностью к самоорганизации;

- способностью к сообразованию.

 

 

                            I. История как наука.

План

1.1 Понятие и предмет истории.

1.2 Развитие исторических знаний.

1.3 Исторические источники, их классификация.

1.4 Христианская, арабо-исламская и индо-буддийская модели истории.

1.5 Принципы и методы исторической науки.

1.6 Основные концепции(теории) исторического процесса.

1.7 Функции истории.

 

Понятие и предмет истории.

Интерес к прошлому всегда велик и абсолютно оправдан. Каждое поколение адресует прошлому свои собственные вопросы. Прошлое - неотъемлемая часть нашей жизни. Познание прошлого обогащает наши представления о настоящем, придает им целостность и глубину. Поэтому наиболее проницательные люди интересуются своей историей, стремятся усвоить ее уроки, извлечь из них максимальную пользу. Есть профессиональные хранители памяти – историки, и места памяти – библиотеки, архивы, музеи. Собранное ими достоверное знание нуждается в изучении и сохранении. Каждая эпоха нуждается и в своем осмыслении истории своей родины в тесной связи с мировой историей. И вопрос здесь не столько в смене идеологических подходов, хотя и этот факт, несомненно, стоит учитывать, т.к. смена идеологических стереотипов это отражение исторического развития и мировой цивилизации, в целом, и России, в частности, сколько в изменении самого мира, развития научного знания, истории как науки.

Что такое история? В переводе с древнегреческого языка (греч. historia – развертывание, расспрашивание, узнавание, произошедшее, повествование о событиях, рассказ о прошлом) - это повествование о прошедшем. Первоначально «история» отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. В Древней Греции «история» означала любое знание, получаемое путём исследования. Уже в VII – VIII вв. до н.э. это понятие употреблялось древнегреческими философами Фалесом и Анаксимандром применительно к вопросам происхождения и сущности Вселенной, а также в отношении редких и загадочных явлений. В V в. до н.э. «отец истории» Геродот под этим термином понимал письменный рассказ о прошлом, подчеркивая, что его метод написания книг о событиях прошлого – расспрашивание, узнавание. Аристотель использовал этот термин в своей знаменитой «Истории животных». Встречается «история» и в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита, а также в тексте присяги Афинскому государству. В римский период это слово приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. Историческое познание подразделяется на обыденное (стихийное) и научное. К обыденному историческому познанию относят знания, полученные в ходе путешествий, собирания предметов старины, устных рассказов и прочее, непрофессиональными историками, а обычными людьми. Научное историческое познание включает в себя знания, полученные в ходе исторических исследований профессиональными историками.

Изучение любой научной дисциплины начинается с определения основополагающих понятий. В науке термин «история» употребляется в двух значениях: во-первых, это развитие человеческого общества как естественно-исторический поступательно-прогрессивный, внутренне обусловленный и закономерный процесс, а во-вторых, это наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности. Примерно так же определял «историю» известный русский историкВ.О. Ключевский, когда писал о ее предмете: «В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах». Таким образом, необходимо различать историю как процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю, как науку об этих процессах. Историческая наука – эта сфера человеческой деятельности, чьей функцией является выработка и теоретическое осмысление знаний об исторической деятельности людей, явлений, процессов. Она изучает человеческое общество в его развитии и относится как к ряду социальных, так и гуманитарных наук. Историческая наука является формой исторического сознанияи одновременно активно влияет на его формирование. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащего в основании создаваемого историками образа мира.

История - это не просто повествование о случившемся, это наука о процессе развития природы и человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни во всем ее многообразии, противоречивости, в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.История - наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных фактов, событий, что дает возможность их сопоставления, обобщения, экстраполяции. Ее основой являются собирание, систематизация, обобщение исторических фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности. Содержанием истории служит исторический процесс, события и явления, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Исторический процесс начинается с началом процессов этно- и социогенеза, появлением человеческих сообществ, которые по мере своего развития выделяют себя из природы, начинают менять окружающий мир в своих интересах. Если эволюция неживой и живой природы развивается на основе естественных законов природы, то в ходе исторического процесса человеческое сообщество развивается по своим, отдельным от природы, законам, которые называются общественные (социологические).

Объектом исторической науки является прошлое человеческого общества. Поскольку прошлое человечества многообразно, его изучают не только историки, но и археологи, антропологи, этнографы, географы, культурологи и др. Чтобы определить границы исследования для различных наук, существует предмет науки. Предметом ее изучения может быть любое проявление человеческой деятельности, различных явлений прошлого и форм социальной жизни. В широком смысле слова это конкретно-исторические, историко-научные, источниковедческие и методологические аспекты. В узком смысле предметом истории являются различные выделяемые для изучения историками фрагменты исторической реальности. Под исторической реальностью историки понимают объективную историческую действительность.

Историческая наука представляет собой систему различных научных отраслей, непосредственно изучающих историческую реальность. В нее входит историография – изучает историю исторической науки; источниковедение – возможности и способы использования историческихисточников; методология истории – процесс исторического исследования. По широте объекта изучения выделяют: мировую историю (всемирная или всеобщая история), историю континентов (история Азии и Африки, история Австралии и т.д.), история отдельных стран и народов или группы народов (история России, история южных и западных славян и т.д.), историю регионов (история Северного Кавказа и т.д.). Явления, которые изучает история, разнообразны. Они касаются развития хозяйства, внешней и внутренней политики, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей, культуры, науки, образования. В силу этого внутри исторического знания выделяют: гражданскую историю, политическую историю, историю государства и права, историю государственного управления, историю международных отношений, экономическую историю, военную историю, историю религии, социальную историю, историю повседневности, локальную историю, интеллектуальную историю, историю науки, историю культуры и т.д. Каждый из этих разделов включает более частные деления, например история экономики – историю земледелия, историю ремесла, историю промышленности; политическая история – историю войн, революций, государства и права, историю династий и многое другое.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: