Идейная борьба и общественные движения в России в первой половине XIX в

Первая четверть XIX в. в России стала периодом формирования революционного движения и его идеологии. Сложилась она в кругу передового дворянства, чье мировоззрение складывалось под влиянием идей французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье. Отечественная война 1812 г. явственно показала нравственную неприглядность крепостного права. Отход Александра I от либеральных реформ начала XIX в. активизировал деятельность радикально настроенного дворянства и сделал деятельность тайных обществ более радикальной.

В 1814-1815 гг. в армии возникли первые тайные организации. В 1816 г. по инициативе А.З. Муравьева, С.П. Трубецкого, Мурвьевых-Апостолов, П.И. Пестеля, И.Д. Якушина был создан «Союз спасения» (1816-1817 гг.), основной целью которого было установление конституционной монархии и отмена крепостного права. Члены «Союз благоденствия» (1818-1821 гг.), предполагали создать в стране «передовое общественное мнение». В 1821 г. «Северное» и «Южное» общества. Их объединяла идея переустройства общества. «Союз Спасения» в своем уставе предлагал отмену крепостного права и установление конституционной монархии, при этом предлагались либеральные методы проведения реформы: из всех прав населению предоставлялось только «право на общественное мнение», которое по мысли теоретиков «Союза», должно заставить правительство провести в стране социально востребованные реформы. В 1818 г. в «Союзе Благоденствия», созданном на основе «Союза Спасения», появилась мысль о том, что правительство, несмотря на все либеральные реформы, не пойдет на радикальную ломку общественных отношений. Изменения в России возможны только через переворот, который должна была совершить гвардия и определить состав нового реформаторского правительства. Представителей данных тайных организаций впоследствии стали называть декабристами в честь восстания 14 декабря 1825 г.

    Взгляды декабристов получили законченное выражение в двух важнейших документах – «Русской Правде» П.И. Пестеля (программе «Южного общества») и «Конституции» Н.М. Муравьева-Апостола (программе «Северного общества»). Общими для этих документов были требования ликвидации сословного строя и установления равенства всех граждан перед законом, оба проекта предусматривали отмену крепостного права и введение всеобщего избирательного права в стране. По форме правления Россия должна была стать республикой или конституционной монархией.

    Программы декабристов при этом существенно отличались в вопросе конкретной реализации необходимых стране преобразований. Так, по «Русской Правде» отмена крепостного права должна была осуществиться с землей, отчужденной у крупных помещиков и государства. «Конституция» предлагала освободить крестьян без земли, наделив только приусадебными участками. Избирательное право по «Конституции» предоставлялось только мужчинам и по имущественному цензу, а по «Русской Правде» – всем гражданам государства. Существенные отличия имелись в том, что касалось политического строя: по «Конституции» Россия должна быть ограниченной монархией с федеративным устройством, а по «Русской Правде» –унитарной буржуазной республикой.

    Воплотить свои идеи в жизнь мятежные реформаторы решили 14 декабря 1825 г., путем восстаний в Петербурге на Сенатской площади и Черниговского пехотного полка, поднятое членами Южного общества 29 декабря того же года. Восстания были подавлены, над их участниками состоялся суд. По действовавшему в стране уголовному кодексу – «Уложению о наказаниях» всем причастным к восстанию, даже тем, кто (как С.П. Трубецкой или А.С. Пушкин) знал о подготовке переворота и не донес властям, грозила смертная казнь. Николай I, не желая начинать свое царство с массовой казни, осудил к повешению только 5 человек, более 100 декабристов были отправлены на каторгу, разжалованы в рядовые и сосланы в действующую армию на Кавказ.

Вторая четверть XIX в. ознаменовалась зарождением других течений общественной мысли – консерватизма, либерального и революционно-демократического направлений.

Консервативное направление было представлено теорией «официальной народности», разработанной министром просвещения
С.А. Уваровым. У истоков этой теории находились идеи историка
 Н.М. Карамзина, считавшего, что монархическая форма правления – наиболее прогрессивная для человечества. Революционные идеи рассматривались как чуждые, заимствованные из Европы; опорой самодержавия должна быть «народная» идеология самобытной России. Основные положения «теории официальной народности»: самодержавие – единственно возможная форма правления; духовной основой русского народа должны быть ценности православия; одновременно основой для единения царя с народом провозглашался монархизм крестьян. Из «теории официальной народности» следовало: Российское государство могло существовать только при условии верности народа самодержавию и подчинению православной идеологии церкви.

    Либералы связывали будущее страны с реформами – они выступали за преобразование социально-политического строя, самодержавия в конституционную монархию, ратовали за отмену крепостного права, введение свободы слова и свободы совести. Ратуя за улучшение самодержавного строя, либералы вместе с тем, боялись революционных выступлений и считали, что необходимые реформы должны проводиться «сверху».

    Либеральное движение в России не было единым, в нем выделялись течения – славянофильство и западничество. Славянофилы(братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков и др.) исходили из идеи национальной самобытности России и выступали против всяческих заимствований с Запада. Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин,
Б.Н. Чичерин, В.П. Боткин и др.) считали Россию неотъемлемой частью европейской цивилизации и призывали к проведению реформ по европейскому образцу. Идеологические построения и тех и других оказали заметное влияние на последующее развитие российской общественно-политической мысли.

    Сторонники революционного направления организовывали различные кружки, занимавшиеся, в основном, разработкой революционной идеологии. Именно в это время в Россию впервые проникают социалистические идеи, преимущественно европейских социалистов-утопистов. Самым крупным тайным обществом стал действовавший в 1844 – 1849 гг. в Петербурге кружок петрашевцев (назван по имени его руководителя М.В. Буташевича-Петрашевского). Помимо пропаганды европейских социалистических учений, петрашевцы выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права, за переход к демократической республике. В результате военный суд приговорил 21 человека (в т.ч. М.В. Буташевича-Петрашевского и Ф.М. Достоевского) к смертной казни, замененной в последний момент каторгой.

    Большую роль в формировании и распространении революционной идеологии сыграли революционные демократы Н.Г. Чернышевский,
А.И. Герцен и В.Г. Белинский. Они первые в русском обществе, кто воспринял идеи популярного в 30-40-е гг. XIX в. западноевропейского утопического социализма. В частности, А.И. Герцен создал теорию русского общинного социализма, считая, что существующая в России крестьянская община, уже сама по себе есть зачаток социализма.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: