Литература и искусство

Вторник)

Дисциплина: «Всеобщая история»

Группа 78

Урок № 35

Тема. Развитие мировой культуры в межвоенные годы.

Цель: определить особенности развития культуры в межвоенные годы.

Методические материалы к уроку.

Наука и культура

Драматический опыт Первой мировой войны и новые технологии оказали огромное влияние на трансформацию как народной, так и элитарной культуры. До войны радио использовалось прежде всего в качестве беспроволочного телеграфа на кораблях. В 1920-х гг. оно превратилось в средство трансляции музыки, новостей и рекламы. Правительство США разрешило создать частное радиовещание. Но в большинстве других государств радиовещание находилось в собственности государства, и новое средство информации использовалось в образовательных, культурных и пропагандистских целях.

Новые технологии оказывали влияние на развитие других средств массовой информации (масс-медиа). Здесь тоже впереди были США, за которыми шла Европа. Увеличивались тиражи газет и журналов, привлекавших читателей своими сенсационными заголовками и фотографиями. Красочные объявления в газетах призывали потребителя приобретать новейшие товары. Недорогие граммофоны и патефоны позволяли даже семьям со средними доходами наслаждаться музыкой в своих домах, что раньше было привилегией богатых. Джаз и кинематограф (особенно мультипликационные и гангстерские фильмы) стали популярными на всех континентах, что свидетельствовало о начале возникновения глобальной массовой культуры.

В целом же культура изменялась не только под влиянием технических достижений, но и трансформировалась после войны благодаря открытиям в естественных и социальных науках. Среди множества теорий и открытий первых десятилетий XX в. некоторые имели глобальные последствия.

 

Противоречивый характер развития науки

В условиях периодического обострения международного положения многие научные открытия и изобретения все чаще использовались в военных целях. Появились новые виды вооружения и военной техники, в том числе танки и самолеты, подводные лодки и корабли-броненосцы. Серьезные успехи, достигнутые в 1920-1930-е гг. в области ядерной физики, вплотную приблизили ученых к получению атомной энергии. Немного позднее была создана атомная бомба.

Таким образом, развитие современной науки и техники с самого начала приобретало противоречивый характер. С одной стороны, оно способствовало прогрессу и вело к резкому улучшению жизни и быта людей, а с другой – делало все более массовыми и разрушительными средства уничтожения. Эта тенденция проявилась уже в ходе Первой мировой войны.

 

Литература и искусство

Научный прогресс, а также войны и революции разрушили общественные традиции и поставили под сомнение прежнюю систему ценностей. Люди, все больше освобождаясь от моральных и общественных принуждений и запретов, обращались к подсознанию и природным инстинктам, миру своих сновидений, внутренним силам, управлявшим их поступками. Иррационализм в культуре проявился еще в конце XIX в., но особенно распространился в сфере искусства после Первой мировой войны. Следствием конфликта рационального и иррационального стало разнообразие течений в культуре.

Поскольку различные виды искусства взаимодействовали между собой и по-разному интерпретировались, в разных странах мира и областях культуры появилось множество модернистских художественных школ и направлений. Экспрессионизм, возникший в Германии после Первой мировой войны, нашел отражение сначала в живописи, затем в пластическом искусстве, а также в литературе, музыке и кинематографе. В противоположность другим направлениям представители экспрессионизма упорно пытались навязать человеку свое, часто пессимистическое видение мира.

Футуризм, возникший в Италии в 1909 г., проявился в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре. Центральным пунктом в его философии и эстетике стал культ силы. У скульпторов и художников-футуристов обычно героем был мускулистый гигант, готовый всё сокрушить на своем пути. Футуристы воспевали век техники и городской цивилизации. Они отрицали сельские мотивы как олицетворение застоя. Футуристы посвятили свое творчество городу, в котором есть много машин, видя в нем прообраз будущего. Для футуристов личность не имела ценности сама по себе, она последовательно растворялась в государстве, технике и всё вместе в движении. После культа силы и машин культ движения – еще одна характерная черта футуризма. Протест против сонной и монотонной жизни вызывал симпатии у определенной части интеллигенции и представителей разных видов художественного творчества. Футуризм выявил различные идеологические тенденции: от профашистских идей итальянского литератора Ф. Т. Маринетти до приверженности Октябрьской революции в России (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников).

Свой скептицизм или сомнение в значимости традиционных общественных ценностей выражали крупные деятели культуры, которые не относили себя к каким-либо направлениям или школам – например, немецкий философ и историк О. Шпенглер, итальянский писатель Л. Пиранделло, австрийский писатель Ф. Кафка и др. В противовес философии рационализма появилась религиозно-философская литература (М. де Унамуно, Ф. Мориак) и иррационалистическое искусство (дадаизм и сюрреализм). Ярким выразителем сюрреализма («сверхреализма») в живописи был испанский художник С. Дали. Уход из реального мира приводил к субъективизму (М. Пруст, Дж. Джойс), эстетическим поискам (П. Валери) или к некой разновидности классицизма (Ж. Жироду).

Противопоставляя себя тем, кто уходил от реальности, многие другие представители творческой интеллигенции принимали активное участие в современных событиях. В то время как в Италии футуризм стал одной из составляющих фашистской идеологии, во Франции в 1925-1934 гг. сюрреализм был идейно близок партии коммунистов. В СССР писатели (М. Горький, М. Шолохов), деятели искусства (С. Эйзенштейн) служили революции, помогали строить новое социалистическое общество. В Германии после благотворного для культуры периода Веймарской республики к власти пришли нацисты, которые выслали из страны многих писателей, художников, других деятелей искусства, претендовавших на сохранение творческой свободы. Последние не только лишались права творить, но и нередко уничтожались физически. Гражданская война в Испании вызвала усиление политического влияния интеллигенции во всем мире. В конце 1930-х гг. писатели Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй, Л. Арагон стали фронтовыми корреспондентами и принимали участие в военных действиях.

Влияние кубизма, футуризма, экспрессионизма, использование новых материалов (цемент), а главное – новые условия жизни, связанные с развитием индустриальной цивилизации, отразились на архитектуре XX в. Хотя еще продолжал существовать монументальный стиль, вдохновленный неоклассицизмом или неоготикой (например, церковь Святого семейства А. Гауди в Барселоне), ускорение темпов урбанизации потребовало от архитектуры функциональности и возведения высотных зданий. Созданное В. Гропиусом в Веймаре архитектурное направление «Баухауз» активно включило элементы пластического искусства (украшение, меблировку) в архитектуру, чтобы сделать ее более функциональной и одновременно эстетичной. Развивая новую концепцию жилища с использованием новых технологий, швейцарский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье также принял во внимание урбанизм и необходимость строительства многоквартирных зданий. Он продолжил свою работу и после Второй мировой войны. В определенном смысле архитектура превратилась в один из наиболее демократичных видов искусства: билеты в художественные галереи и театры, на концерты, а также книги стоили денег, а произведения архитектуры были доступны для обозрения любому желающему.

Общепризнанным народным развлечением после создания первых фильмов братьями Л. и О. Люмьер стало кино. До Первой мировой войны в кинематографе доминировала Франция, затем США со знаменитым киноцентром Голливуд с его вестернами и кинокомедиями немого кино (М. Сеннетт, Ч. Чаплин, Б. Китон). В 1920-х гг. в Европе возникли две кинематографические школы – немецкая (Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг) и советская (С. Эйзенштейн и В. Пудовкин). Несмотря на то что в Европе творили такие известные режиссеры, как Ж. Ренуар, М. Карне, Р. Клер, Америка сохранила свое мировое лидерство в кинопроизводстве.

Кино, включившее в себя элементы различных видов искусства – литературы и театра, живописи и музыки, постепенно становилось мощным средством воздействия на сознание и психику людей.

Домашнее задание. Ответьте на вопросы:

1. Назовите факторы, оказавшие влияние на развитие культуры в первой половине XX в.

2. Какие изменения в мировоззрении, быту и образе жизни людей произошли в период утверждения индустриального общества в первой половине XX в.?

3. Назовите известных вам режиссеров и актеров 1920-1930-х гг. Какие фильмы этого периода вы видели?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: