Защита Аввакумом самосжигателей

 

В конце 1660-х годов, когда начались первые массовые самосожжения встал вопрос о праве на самосожжение, практика которого возникла среди сторонников старого обряда. Христианская церковь категорически запрещает самоубийство, однако в условиях раскола, преследований, на фоне представлений о наступающей гибели мира стали возникать идеи о невозможности сохранить благочестие на земле.

В это время Аввакум Петров находился в ссылке в Пустозерске, как принято считать, в страшной земляной тюрьме. Туда, в Пустозерск, «ревнители старой веры» обращались со своими недоумениями и на все получали четкие ответы. Вот и по поводу самосожжений некоторые «ревнители» засомневались, не грех ли это смертный - самоубийство. Запросили Аввакума, а он благословил самосжигаться и объяснил, что в отличие от самоубийц, сжегшие свои тела «мученики», предают душу Богу.

О самосожжении говорится в толковании псалма 44-го в таких выражениях: «Наипаче же в нынешнее время в нашей России сами в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестии, яко древле апостоли; не жалеют себя, но Христа ради и Богородицы в смерть идут, да вечно жиды будут». Аввакум утверждает, что у рода христианского другого выбора и нет, ведь никонияне «согнали Богородицу с престола». Таким образом, протопоп видел в них доказательство преданности русского народа старой вере.

Как утверждает, опираясь на старообрядческие источники, А.К. Бороздин, наряду с реальными высказываниями протопопа Аввакума в пользу «гарей», некоторые старообрядцы распространяли и использовали для обоснования самосожжений поддельные, якобы принадлежащие его перу послания, горячо приветствующие «самогубительную смерть». Многие умеренные старообрядцы «возмущались Аввакумом за его подстрекательства к самосжиганиям и строго осуждали его за прославляющие «гари» послания». Но их авторитет не был столь же силен, как духовное влияние талантливого протопопа. Исключительно высокое значение Аввакума для распространения старообрядческого вероучения и его вполне успешные призывы к самосожжениям подчеркиваются некоторыми известными исследователями.

Итак, Аввакум фактически благословил самосожжения и тем самым способствовал их распространению. Самоубийство было объявлено добровольным мученичеством и тем самым оправдано.

 

Вопрос об антихристе

 

Эсхатологические, связанные с идеей конца света, и апокалиптические, заключенные в себе представления о грядущем Страшном суде, мотивы проходят через множество произведений старообрядцев XVII в., воспринявших обрядовые изменения, осуществленные по указанию патриарха Никона, как свидетельства возросшей власти дьявола над лежащим во зле миром и как знамения грядущего пришествия антихриста, которое должно произойти незадолго до конца света.

Темы зловещего 1666 года, последнего отступления и победы антихриста интересовали Аввакума, прежде всего, в порядке обличения «никониян». Сочинения Аввакума выделяются напряженностью и остротой эсхатологического и апокалиптического видения, приобретающего у их автора глубоко личностный эмоциональный характер и становящегося неотъемлемой частью поэтики и семантики, многое определяющей в индивидуальной образности пустозерского узника.

Упоминание об антихристе, точнее о его видении, мы встречаем в 8-й беседе его «Книги бесед». Однажды, описывает протопоп, он заснул во время молитвы и увидел себя в чистом поле, по которому двигалось множество лиц. На его запрос, что происходит, он получил ответ, что навстречу ему грядет антихрист. Но Аввакум нисколько не ужаснулся, наоборот, бодро подперся своим протопоповским посохом и стал ждать. Наконец, он увидел, что два человекоподобных существа в белых рясах ведут к нему «нагово человека, - плоть то у него вся смрад и зело дурна, огнем дышит, изо рта и з ноздрей и из ушей пламя смрадное исходит». Вслед за этим существом, которое оказалось самим антихристом, следовала длинная процессия, возглавляемая самим царем Алексеем Михайловичем и властями. Протопоп рассказывает дальше, что «егда ко мне привели его, я на него закричал и посохом хощу бить. Он же мне отвечал: что ты протопоп на меня кричишь? я нехотящих не могу обладать, но волею последующих ми сих во области держу. Да, изговоря, пал предо мною, поклонился на землю». Антихрист представляется скорее здесь каким-то пугалом, чем предвестником всеобщего религиозного отступления на земле. При этом антихрист, по словам Аввакума, сам признался, что может овладеть душами только тех, кто был готов повиноваться ему.

В «Книге толкований» Аввакум упоминает, что «антихрист зачнется от блуда, от жены жидовки, от колена Данова». Колено Даново - одно из 12 древнееврейских «колен», из него должен появиться антихрист. Аввакум считает, что антихрист еще не пришел, и подчеркивает необходимость внимательно сверять происходящее с указаниями древних пророчеств. Однако Аввакум несколько увлекается и иногда почти готов увидеть антихриста в Никоне. По его словам, Никон и его сторонники «путь антихристу подстилают». Но все же протопоп не решается признать патриарха самим антихристом. Такая нерешительность объясняется тем, что Аввакум полагает, что время антихристово еще не наступило, хотя приход его подготавливается: «Право, скоро будет конец, скоро будет - Ей, не замедлит».

Появление антихриста связано с идеей о Москве как о третьем и последнем Рима, которая получила особенное распространение в старообрядческой среде. Антихрист, по пророчествам, явится после гибели Римского царства. Русь - религиозная правопреемница докатолического Рима и православной Византии. Положение Руси - последнего «элемента» в триаде «Рим - Константинополь - Москва» не является безусловным свидетельством ее нерушимости, но предвещает опасности, угрозы. «Четвертому Риму» не бывать, но третий, замыкающий триаду, может разделить участь первых двух, ибо он может наследовать их участь, обремененный их пороками, их нечестием.

Таким образом, через сочинения Аввакума проходят эсхатологические, связанные с идеей конца света, и апокалиптические, заключенные в себе представления о грядущем Страшном суде, мотивы.   

 

 



Заключение

 

Протопоп Аввакум Петров был самым крупным идеологом того религиозно-общественного движения, которое вошло в историю под неточным названием «раскола». Аввакум оставил за собой богатое литературное наследие, на основании которого мы попытались определить его идеи.

В его сочинениях яростно осуждаются Никон и проведенные им реформы. По мнению Аввакума, все реформы ошибочны и пагубны для церкви. В Никоне же он видит своего первого врага, а никониан обвиняет во лжи. Однако, разрешая иметь в качестве духовника новопоставленного священника, Аввакум тем самым противоречит своей антиниконовской политике.

К царю же отношение Аввакума неопределенно: то он, нежно к нему обращаясь, призывает его к сохранению староверия, то грозно обвиняет его в измене. Зато мы четко видим отношение Аввакума к новым веяниям в культуре - протопоп крайне отрицательно настроен на влияние с запада.

Все сочинения Аввакума проникнуты эсхатологическими и апокалиптическими мотивами. Протопоп утверждает, что хотя антихристово время еще не пришло, конец света уже близок. Основой его эсхатологических взглядов является теория «Москва - Третий Рим», ведь антихрист появится после гибели Римского царства.

Аввакума также волновал вопрос самосожжения. Протопоп одобряет этот обряд, видя в христианах доказательство преданности русского народа старой вере.

Среди расколоучителей Аввакум занял одно из руководящих мест постепенно, лишь с отходом прежних руководителей и с превращением движения в народное. Значение Аввакума для старообрядчества определяется в основном талантливой проповедью воинствующего характера раскола. Индивидуальные политические взгляды Аввакума либо совсем не были усвоены расколом, либо были восприняты постепенно, в результате установившегося авторитета Аввакума.

Не будучи прямо замешан в борьбу различных политических и идеологических группировок внутри раскола, Аввакум по общему характеру своей проповеди способствовал идеологическому оформлению поповщины.

 

 



Список источников

 

1. Аввакум. Житие Аввакума // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М., 1960. С. 53-122

2. Аввакум. Житие Аввакума // Пустозерская проза. М., 1989. С. 38-91

.   Аввакум. Послание Симеону, Ксении Ивановне и Александре Григорьевне // Житие протопопа Аввакума…С. 260-276

.   Аввакум. Беседа вторая [Об образе креста Христова] // Там же. С. 128-130.

.   Аввакум. Беседа четвертая [Об иконном писании] // Там же. С. 135-137.

.   Аввакум. Беседа пятая [О внешней мудрости] // Там же. С. 138-140.

.   Аввакум. Беседа восьмая [Об Аврааме] // Там же. С. 140-144.

.   Аввакум. Челобитные царю Алексею Михайловичу // Там же. С. 185-202.

.   Аввакум. Челобитная царю Федору Алексеевичу // Там же. 205-207.

.   Аввакум. Послание Борису и «прочим рабам бога вышняго» // Там же. С. 285-292.

.   Аввакум. Из «Книги толкований» // Там же. С. 149-174.

.   Аввакум. Послание к «Рабом верным» // Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: