Формирование библиотечно-информационной среды через активные формы работы

Вахренева З.И., главный библиотекарь отдела обслуживания Томской областной детско-юношеской библиотеки

Современная библиотека - это культурно- информационный центр, система хранения, обработки и предоставления социальной информации.

Библиотека представляет собой культурную среду общения книги, библиотекаря и читателя, специфическое информационное пространство, концентрирующее культуру своего времени.

Библиотека была и остается учреждением, в корне отличным от иных просветительских организаций. Это отличие заключается в свободе выбора направления образования и самообразования, в индивидуальном отборе источников и средств для повышения уровня знаний и культуры.

Библиотека - это коммуникационная среда, в которой читатель общается с авторами книг, познает их мнения и позиции и с их учетом формирует собственные.

В библиотеку люди приходят не только за книгой. Привлекает читателей и разнообразная культурно- просветительская и культурно-досуговая деятельность, подчас больше значащая для посетителей, чем прямое удовлетворение их информационных запросов и потребностей. При этом культурно-просветительские программы дают читателю много полезной информации и расширяют кругозор его знаний.

Как в образовании, так и в библиотечной практике все большую популярность приобретают активные формы работы. В образовании это интерактивные уроки, на которых ребенок активно действуя, включается в процесс познания. В библиотеке это традиционные и новые формы работы, в которые включается интерактивный элемент.

Аукцион - разновидность викторины. На аукционе продается вопрос или приз. Покупка совершается путем предъявления каких-либо знаний. По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы. Можно использовать систему жетонов, вручаемых за каждый ответ; победителем в аукционе будет тот, кто наберет большее их количество.

Бал - развлечение, центральное место в котором занимает танцевальная программа. В библиотеке возможны балы, как способ знакомства с бытом XVIII - XIX века.

Информационная биржа - мероприятие, содействующее развитию информационно-библиографической эрудиции читателей, имитирующее работу биржи. Как известно, биржа - это место оптовой продажи товаров по образцам, где брокеры помогают продать или приобрести товар. Роль брокеров выполняют читатели. «Торги» - это конкурс устных отзывов о прочитанном. Специальным брокерским сигналом, поднятой вверх кистью руки, можно дать знак - «беру информацию». За лучшую рекламу книги во время торгов вручаются «акции».

Викторина - тест - интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и нескольких вариантов ответов на выбор.

Викторина сюжетная - интеллектуальная игра, построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы.

Диско-лекция (медиаурок) - устный рассказ, сопровождаемый видеорядом и специально подобранной музыкой. В комплексе с беседой, диспутом, выставкой диско- лекции являются удобной формой популяризации книг.

Живая газета - мини-спектакль, сценарий которого написан с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, информация, реклама.

Защита проекта - представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Как разновидность - защита фантастических проектов.

Информина - мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о содержании одного или группы изданий. Особенностью данной формы является тот факт, что информаторами выступают сами читатели.

Дискуссионные качели - диалог-обсуждение, построенный на имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившихся друг против друга. Предметом обсуждения может быть все, что окружает и занимает детей: книги, животные, уроки, музыка. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники от каждой группы поочередно высказывают суждения. По завершении дискуссии подводятся ее итоги.

Свободный микрофон - ценностно-ориентированная деятельность детей в ситуации диалога на заданную актуальную тему, основанная на принципах демократии и плюрализма мнений. Передавая друг другу импровизированный микрофон, читатели свободно высказывают свою точку зрения, задают острые вопросы. Выступления читателей должны быть краткими, небанальными, связанными с реальной жизнью.

Театр книги - театрализованное представление по мотивам художественных произведений. Ток-шоу - обмен мнениями, диспут, обсуждение какого- либо вопроса, в котором принимают участие приглашенные специалисты и зрители.

Чемпионат кроссвордистов - состязание, где побеждает участник, разгадавший кроссворд быстрее соперников.

В последнее время актуальны такие формы работы с молодежью как open -air, флэш-мобы разной тематики.

Все разнообразие активных форм работы нацелено на преодоление кризиса детского чтения, характерными особенностями которого являются детский читательский негативизм, отказ от освоения серьезной литературы, предпочтение низкопробным книгам и журналам.

И еще одна форма, которая лежит в основе многих, выше перечисленных форм работы - игра.

Читальный зал Томской областной детско-юношеской библиотеки использует разнообразные активные формы работы с читателями. Например, в программу «В мире вежливости и доброты» кроме слайдового материала входит игра «крестики- нолики» с вопросами по теме. При проведении краеведческого медиаурока «Звери и птицы нашего леса» включаем в него звуковую викторину. Выставка- игра «Лабиринт Минотавра» дает участникам игры возможность, пройдя лабиринт, открыть парадокс чтения: «Оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом» (Даниэль Пеннак). Выставка- диалог «Герой нашего времени» предоставляет возможность каждому, кто знакомится с выставкой, вписать в список своего героя и антигероя.

Таким образом, через активные массовые формы работы происходит формирование библиотечно-информационной среды для детей и молодежи.

 

«Приглашаем читать, фантазировать, играть»: информационная среда для детей раннего возраста

Тихонова Н.Д., заведующий детским отделом центральной библиотеки МУ «МЦБС Кожевниковского района»

Современные дети с детства погружены в информационную среду, они живут среди телевидения, видео, книг, журналов, компьютерных игр. Задача библиотеки не только обеспечить доступ читателя к информационным ресурсам, но и, учитывая возрастные особенности, найти среди этих источников, самое интересное, самое ценное и полезное.

Начинаем организовывать информационную среду для детей с оформления выставок. Мы оформляем выставки - плакаты, кроссворды, выставки - викторины, поздравления и т.д. Выставки в детском отделе всегда разноплановы: если одни из них глубоки по смыслу и содержанию, то другие отличаются оригинальностью оформления. Стараемся сделать выставки яркие, интересные и содержательные, что способствует привлечению юных читателей к книге и чтению.

Уже стало традицией посещение детьми из детского сада «Солнышко» нашего детского отдела. Исходя из этого, была разработана и реализуется программа «Подрастаю с книжкой я». В целях стимулирования чтения детей, расширения их читательского кругозора проводим для деток игровые программы: например, ребята совершили «путешествие по русским сказкам». Вместе с «Емелей» отгадывали загадки, участвовали в конкурсах, соревнованиях. Проводили итоговую программу «Я бы в армию пошел». Мальчишки соревновались в ловкости, смекалке, силе.

Очень интересно прошла игра-презентация о птицах «Птичий переполох». Дети на слух угадывали, какая птица поет, кричит, чирикает. Все наши мероприятия связаны с книгой. Праздник «Вкусное солнышко» был посвящен Масленице. Дети узнали, как называется каждый день масленичной недели, посмотрели картины, написанные русскими художниками, посвященные этому празднику. Ребята отгадывали старинные русские загадки, строили из кубиков крепость, ели блины. Проводы зимы завершились сожжением чучела Масленицы. Своим читателям мы показываем не только книги, но и готовим яркие красочные презентации, чтобы мероприятие получилось интересным, позитивным, надолго запомнилось.

Семейные праздники, конкурсы, игровые программы, литературные вечера, библиотечные уроки не оставляют равнодушными детей среднего возраста. В целях воспитания информационной культуры проходят библиотечные уроки, например: «Самая, самая, самая...». Книги-фолианты, книжки- малышки (о больших и маленьких книгах).

Во время «Путешествия в страну Журналию» ребята узнали, что такое периодические издания, когда они появились, откуда возникло слово «газета», которое используют сейчас миллионы жителей Земли.

Библиотекарь: «Какой странный экспонат, на пряник похожий. Это не пряник, это - газета. Она выходила во Франции. Ее печатали съедобной краской на тонко раскатанном тесте - прочитали новости и тут же съели. (Достает из посылки кусочек материи). А тут еще кусочек материи, очень похожий на современный носовой платок. На самом деле это газета. В Англии вместо бумаги использовалась ткань, и газета после прочтения служила носовым платком».

С большим интересом проходят семейные праздники, на которые приглашаются дети из неблагополучных семей. В новогодние каникулы проводилась игра «Как Баба-Яга улыбку искала». На праздник «День семьи» мы приглашали читателей из других сел района, занявших призовые места на областном конкурсе «Читаем всей семьей».

Во время проведения праздника «Царевна Осень» дети читали стихи русских поэтов, собирали букеты из осенних листьев, пили чай с вареньем из малины, вишни, клубники, жимолости, облепихи (12 сортов).

В детском отделе накоплен большой опыт по программе летнего чтения «Удивительные каникулы». В течение летних месяцев работали открытые площадки на базе двух школ. За два месяца провели около 60 мероприятий (праздники, беседы, игры-презентации). Например: «Приключения Капельки», «Яблочный марафон», «Травка, которая лечит», «Домашние животные» с предварительным прочтением рассказа Л. Андреева «Кусака».

Для детей старшего школьного возраста проводим познавательные, интеллектуальные игры, подбираем материал к рефератам, выполняем справки, консультируем. Стараемся сделать интересные, привлекательные выставки, например: «УЖАСно интересные книги», «А если это Любовь?», «Выставка-сюрприз».

Участвуем в районных мероприятиях, творческих отчетах (выставки, викторины), в проведении Дня молодежи. Организовываем выездные читальные залы, акции «У подъезда». Почти о каждом проведенном мероприятии размещаем заметку в СМИ.

Детская библиотека играет важную роль в развитии семейного чтения. В детской библиотеке ребенок попадает в особый таинственный мир, отличный от повседневного быта, в котором оживают герои любимых книг, совершаются самые невероятные приключения. Библиотека - новая ступень читательского развития ребенка: она дает возможность приобщить ребенка к систематическому чтению, научить его ориентироваться

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: