Организация процесса диагностики

Аннотация

Представленная программа освещает процесс диагностики и комплексной реабилитации граждан, перенесших инсульт. Алгоритм работы включает в себя составление и реализацию индивидуальной реабилитационной программы на базе социально-реабилитационного отделения Центра социального обслуживания с учетом имеющейся материально-технической базы и кадрового обеспечения.

Введение

Некоторые категории граждан нуждаются в комплексном индивидуальном подходе к реабилитации. К таким категориям граждан, несомненно, относятся люди, перенесшие инсульт, особенно находящиеся на позднем восстановительном периоде. В связи с этим, было принято решение о разработке и реализации программы диагностики и реабилитации граждан, перенесших инсульт.

Инсульт - одно из наиболее распространенных сердечно-сосудистых заболеваний. Около 400 тыс. случаев инсульта каждый год регистрируется в России и около 12 тыс. случаев в Красноярске. Из них только 10-13% восстанавливаются в полном объеме, в большинстве же случаев, человек становится инвалидом, утрачивает способность к самообслуживанию и нуждается в постоянной помощи. Поражения мозга при инсульте приводят к очень тяжелым нарушениям речи и понимания, памяти и восприятия, движения и действия, счета и конструктивной деятельности. Люди теряют возможность полноценного общения с окружающими их людьми. Это осложняет личную жизнь человека, препятствует возвращению к профессиональной деятельности, хобби и ведению привычного образа жизни. Реабилитация, помощь в восстановлении их способностей и статуса является одной из сложных, но необходимых задач, которая не ограничивается медицинской помощью в раннем периоде. Не менее важна комплексная реабилитация на поздних этапах, которую возможно проводить на базе социальных учреждений.

Практическая значимость данной методической разработки заключается в том, что ее внедрение и реализация возможна на базе полустационарных отделений учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов с имеющимися специалистами и оборудованием. Особенность программы в том, что реабилитация постинсультных больных не ограничивается ранним периодом, а реализуется и на более поздних периодах после инсульта. А комплексность и многопрофильность программы позволяют получить наилучшие по эффективности результаты.

Цель и задачи программы

Целью программы является выявление, оценка и максимально возможное восстановление утраченных и нарушенных функций граждан, перенесших инсульту, с помощью реализации программы диагностики и реабилитации на базе социально-реабилитационного отделения.

Задачи:

1. Оценить возможности учреждения (материальная база, кадровое обеспечение) для организации реабилитационных мероприятий гражданам, перенесшим инсульт.

2. Выявить нуждающихся в реабилитационных услугах.

3. Провести социально-психологическую диагностику участков программы.

4. Составить индивидуальный маршрут реабилитации и провести реабилитационные мероприятия с учетом имеющихся нарушений.

5. Составить рекомендации и комплекс упражнений для самостоятельного проведения, либо выполнения с помощью родственников или социальных работников.

6. Провести комплексные реабилитацион

7. Оценить эффективность программы, провести коррекцию программы по итогам оценки.

Целевая группа и критерии включения

Целевой группой являются граждане, перенесшие инсульт, находящиеся на позднем восстановительном периоде.

Критериями включения граждан являются наличие одного или нескольких нарушений:

1. Повреждение, дефект - среди повреждений, наступающих после инсульта, можно выделить двигательные, когнитивные, речевые, эмоционально-волевые, зрительные, чувствительные и иные нарушения;

2. Нарушение способности - выражается в нарушении ходьбы, самообслуживании, активности в повседневной жизни или нарушении более сложных бытовых навыков;

3. Нарушение социального функционирования - выражается в ограничении осуществления той социальной роли, которая до болезни была нормой для гражданина, перенесшего инсульт (в соответствии с его возрастом, полом, образованием, социальным положением, профессией, культурным уровнем) и включает ограничение социальной роли в семье и обществе, ограничение социальных контактов, ограничение или невозможность трудиться.

Организация процесса диагностики

Процесс диагностики включает в себя социально-психологические и социально-педагогические услуги.

Социально-психологическая услуга включает в себя психодиагностику и обследование личности получателей социальных услуг в целях выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности, влияющих на отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.

Социально-педагогическая услуга включает в себя выявление педагогических проблем, разъяснение получателю социальных услуг сути проблем и определение возможных путей их решения, определение реакции получателя социальных услуг на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению, разработка для получателя социальных услуг рекомендаций.

Основными методами нейропсихологического обследования являются батареи тестов, направленных на исследование памяти, внимания, мышления, восприятия, праксиса, счета, письма, чтения, речи, эмоционально-волевой сферы. Специалист, проводящий исследование, предъявляет получателю социальных услуг устную инструкцию к каждой методике.

При нарушениях высших психических функций задачи, решаемые в рамках и по результатам нейропсихологического обследования, можно сгруппировать следующим образом:

– диагностика локализации патологического процесса или неправильного развития структур головного мозга;

– дифференциальная диагностика некоторых заболеваний центральной нервной системы;

– описание клинической картины и определение степени нарушений психических функций;

– определение конкретных причин и предупреждение различных типов аномального психического функционирования;

– оценка состояния психических функций в динамике;

– оценка эффективности терапевтического и коррекционного воздействия;

– разработка стратегии восстановительных и коррекционных мероприятий.

Нейропсихологическое обследование позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений, оценивая следующие факторы:

– Ориентация в окружающем;

– Критичность к своему состоянию;

– Кинетический (динамический) и конструктивный праксис;

– Зрительный, предметный, оптико-пространственный, лицевой, цветовой, акустический гнозис;

– Речь и её виды, понимание обращенной речи;

– Повторение слов и фраз;

– Чтение, письмо, счёт;

– Мышление и его особенности;

– Память и её виды.

Для диагностики степени нарушений эмоционально-волевого уровня психологического компонента используются: шкала тревоги Спилбергера - для оценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). А также шкала депрессии Бека - для выявления симптомов и степени выраженности депрессии.

Для скрининговой диагностики психического статуса используются: краткая шкала оценки психического состояния (MMSE) и Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA).

Для определения активности в повседневной жизни используется шкала Бартела. Максимальная сумма баллов, соответствующая полной независимости в повседневной жизни, равна 100. Шкалой удобно пользоваться как для определения изначального уровня активности пациента, так и для проведения мониторинга с целью определения эффективности ухода.

Для определения потребности пациента в уходе и для наблюдения за изменением его способности к самообслуживанию используют "Градацию нуждаемости в уходе":

– 1 степень (потребность значительна) - необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в двух услугах однократно в течение дня и неоднократно в течение недели - в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум - 90 мин в день;

– 2 степень (потребность весьма значительна) - необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в помощи трижды в день в разное время дня и дополнительно неоднократно в течение недели - в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум - 3 часа в день;

– 3 степень (уход крайне необходим) - пациентам постоянно необходима помощь при гигиенических процедурах, приеме пищи, передвижении, а также неоднократная в течение недели помощь по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум - 5 часов в день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: