Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы (2ч)

Теоретическая часть: разбирается, что такое вегетативная нервная система (ВНС), каковы ее функции. Приводится классификация ВНС, разбирается строение и функции симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов.

Практическая часть: студенты, работая в паре, определяют вегетативный тонус в состоянии покоя (вегетативный индекс Кердо (ВИК)), далее оценивается реактивность симпатического и парасимпатического отделов (ортостатическая и клиностатическая пробы), вегетативное обеспечение при дозированной нагрузке (проба Мартинетта), а также дыхательно-сердечный рефлекс Геринга, позволяющий определить тонус центра блуждающего нерва. В тетрадь для лабораторных работ записываются соответствующие выводы.

Физиология зрительного анализатора и профилактика близорукости (2ч)

Теоретическая часть: дается определение сенсорных систем (анализаторов), характеризуются отделы анализаторов, разбирается строение и функционирование зрительного анализатора.

Практическая часть: студенты, работая в паре, определяют друг у друга остроту зрения, ведущий глаз, область и объем аккомодации, поля зрения, зрительную продуктивность, зрительную дистанцию, темновую адаптацию; все полученные данные сравниваются с нормой; проводится знакомство с упражнениями по профилактике близорукости. В тетради для лабораторных работ приводятся необходимые расчеты и записываются соответствующие выводы.

Оценка функционального состояния центральной нервной системы. Высшая нервная деятельность. (2ч)

Теоретическая часть: дается определение понятия «высшая нервная деятельность». Разбирается, какие процессы и явления относятся к высшей нервной деятельности. Разбираются простая и сложная зрительно-моторные реакции, а также формулы, по которым рассчитываются показатели: уровень функциональных возможностей (УФВ), устойчивость реакции (УР), функциональный уровень системы (ФУС). Студенты знакомятся с типологией высшей нервной деятельности по И.П. Павлову, разбираются свойства нервной системы: сила, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов.

Практическая часть: зарисовывается схема зрительно-моторной реакции. Проводятся простая и сложная зрительно-моторные реакции. В тетрадь для лабораторных работ записываются выводы об УФВ, УР, ФУС. По данным зрительно-моторной реакции делаются в выводы о силе нервной системы и подвижности нервных процессов; также оценивается уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

6. Физиология красной крови (2ч)

Теоретическая часть: определяется, что такое кровь, разбирается состав и свойства крови, характеризуются форменные элементы крови, их свойства, состав плазмы крови.

Практическая часть: определяется гематокрит, количество эритроцитов (с использованием камеры Горяева, а также методом фотоэлектроколориметрии) и гемоглобина (фотоэлектроколориметрическим методом), рассчитывается количество гемоглобина в одном эритроците и цветной показатель. В тетради для лабораторных работ приводятся необходимые расчеты и записываются соответствующие выводы.

Физиология лейкоцитов (2ч)

Теоретическая часть: дается характеристика лейкоцитов, разбираются методы приготовления мазков крови, рассматривается способ подсчета лейкоцитарной формулы.

Практическая часть: рассчитывается общее содержание лейкоцитов в крови методом фотоэлектроколориметрии; проводится подсчет лейкоцитов с использованием приготовленных мазков крови для составления лейкоцитарной формулы. В тетради для лабораторных работ приводятся необходимые расчеты и записываются соответствующие выводы.

Определение СОЭ, группы крови системы АВО, резус-фактора (2ч)

Теоретическая часть: характеризуются группы крови по системе АВО, резус-фактор, разбираются правила переливания крови.

Практическая часть: проводится работа по определению СОЭ, определяется группа крови по системе АВО и резус-фактор. В тетради для лабораторных работ приводятся необходимые расчеты и записываются соответствующие выводы.

Оценка физиологических резервов сердечно-сосудистой системы (2ч)

Теоретическая часть: разбираются строение сердечно-сосудистой системы, строение и функции сердца, свойства сердечной мышцы, функции артерий, вен, капилляров; определяется что такое систолический объем (СО), минутный объем крови (МОК).

Практическая часть: по определению СО и МОК в покое и после физической нагрузки оцениваются резервы сердца; используя пробу с задержкой дыхания определяется устойчивость к гипоксии; состояние кардиореспираторной системы оценивается с помощью кардиореспираторных проб Генчи и Штанге, а также пробы Кремптона. Выводы по состоянию кардиореспираторной системы записываются в тетрадь для лабораторных работ.

Физиология дыхания (2ч)

Теоретическая часть: разбираются строение и функции дыхательной системы, этапы дыхания; даются определения: дыхательного объема, резервных объемов вдоха и выдоха, жизненной емкости легких, остаточного объема, общего объема легких.

Практическая часть: методами спирометрии и спирографии определяются: легочные объемы, максимальная вентиляция легких, поглощение кислорода, минутный объем дыхания. Также определяется частота дыхания. Полученные величины сравниваются с должными. Выводы записываются в тетрадь для лабораторных работ.

Методические рекомендации по организации самостоятельного изучения дисциплины

 

 

Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: