В них нельзя не признать чего-то родственного.
В мире идейном и нравственном то же разнообразие, та же
Борьба. Теократические, монархические, аристократические,
Демократические убеждения сталкиваются, борются, ограни-
Чивают, видоизменяют друг друга. Раскройте самые смелые
Средневековые сочинения: никогда идея не доведена в них
До своих последних результатов. Защитники абсолютной вла-
41
UKMzOS {TILYS
Сти внезапно, сами того не замечая, отступают пред следст-
Виями, вытекающими из их учения; они, очевидно, стеснены
Идеями, влияниями, которые останавливают их и не позволя-
Ют им дойти до крайних пределов. Демократы подвергаются
Действию того же самого закона. Нигде мы не видим той не-
Поколебимой отваги, той слепой логики, которые поражают
Нас в древних цивилизациях. В чувствах те же противополож-
Ности, то же разнообразие: весьма энергическое стремление
К независимости рядом с склонностью к подчинению; глубо-
Кая преданность одного человека другому, и в то же время безу-
Держная потребность исполнять свою волю, отбросить всякие
Стеснения, жить одному, не заботясь о других. В ощущениях,
Словом, такие же колебания, как и в самом обществе.
Те же отличительные свойства встречаем мы и в новейшей
Литературе. Нельзя не сознаться, что с точки зрения фор-
Мы и художественности произведения ее во многом уступают
Древним: но в описании мыслей и чувств они стоят неизмери-
Мо выше. Душа человеческая является в них исследованною
И многостороннее и глубже. Отсюда и само несовершенство
Формы. Чем сильнее, многочисленнее материалы, тем труд-
Нее привести их к простой, ясной форме; а в таковой, соб-
Ственно, и заключаются красота, художественность. При раз-
Нообразии идей и чувств европейской цивилизации, гораздо
Труднее достигнуть такой простоты и ясности, какие представ-
Ляют античные произведения.
Следовательно, куда бы мы ни обратились, всюду обнару-
Живается господствующий характер современной цивилиза-
Ции. Он, без сомнения, имеет тот недостаток, что развитие
Всех проявлений человеческого ума, порознь взятых, уступа-
Ет соответствующей стороне развития в древних цивилизаци-
Ях; но зато рассматриваемая в общем европейская цивилиза-
Ция является несравненно выше всякой другой. Она существу-
Ет уже пятнадцать столетий и постоянно прогрессирует; она
Подвигалась вперед далеко не так быстро, как греческая ци-
42
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Вилизация, но зато прогресс ее никогда не прекращался. Она
Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
Мится вперед все быстрее и быстрее, потому что свобода все
Более и более расчищает ей дорогу; тогда как в других циви-
Лизациях исключительное господство или по крайней мере
Чрезмерное преобладание одного начала, одной формы все-
Гда порождало тиранию; в современной Европе разнообразие
Элементов общественного устройства и невозможность их вза-
Имного уничтожения были причиною той свободы, которая
Достигнута в настоящее время. Различные начала, не имея воз-
Можности уничтожить одно другое, принуждены были волей-
Неволей существовать совместно и примирились путем ком-
Промиссов. Каждое из них ограничилось тою ролью в ходе
Развития, которая приходилась ему по праву; повторяем: то-
Гда как в других странах господство одного начала порождало
Тиранию, в Европе результатом разнообразия и постоянной
Борьбы элементов цивилизации явилась свобода.
В этом состоит истинное, неизмеримое превосходство.
Если мы пойдем еще далее, и, игнорируя внешние факты, об-
Ратимся к самой сущности дела, то должны будем сознаться,
Что такое превосходство вполне естественно и законно, что
Его санкционирует разум, что оно вытекает из фактов. Забыв
На время европейскую цивилизацию, взглянем вообще на мир,
На общий ход явлений, совершающихся на земном шаре. В чем
Их особенность? Как они совершаются? Они совершаются
Именно среди бесконечного разнообразия воздействий, сре-
Ди вечной борьбы, подобную которой мы замечаем в европей-
Ской цивилизации. Никакое исключительное начало, ника-
Кая особая организация, никакая идея, никакая частная сила,
Очевидно, не владеет миром, не организовала его раз навсегда
По известному шаблону, не изгнала из него все другие стрем-
Ления, не завоевала себе исключительного господства в нем.
Различные силы, начала, системы смешиваются, ограничива-
Ют друг друга, находятся в непрерывной борьбе, то возвыша-
43
UKMzOS {TILYS
Ясь, то упадая, но никогда не оставаясь вполне победителями
Или побежденными. В этом именно бесконечном разнообра-
Зии форм, идей, начал, в их соперничестве, в их стремлении
К известному единству, к идеалу, который никогда, может быть,
Не будет достигнут, но к которому путем труда и свободы веч-
Но будет стремиться человеческий род — в этом именно и со-
Стоит мировой процесс. Следовательно, европейская цивили-
Зация есть точное изображение этого процесса; в ней точно
Так же нет ни односторонности, ни исключительности, ни за-
Стоя. Впервые, кажется, цивилизация явилась чуждою всякой
Исключительности, впервые развилась она столь же пыш-
Но, разнообразно и деятельно, как сама Вселенная. Европей-
Ская цивилизация приближается, если можно так выразить-
Ся, к вечной истине, к предначертаниям провидения. В этом
Заключается ее неизмеримое превосходство над всеми други-
Ми цивилизациями. Весьма желательно, чтобы во все продол-
Жение этого курса вы постоянно имели в виду этот основной,
Отличительный характер европейской цивилизации. Пока
Я только указываю на него; доказательства будут представле-
Ны в ходе дальнейшего изложения, положения мои, однако,
Значительно подтвердятся уже тем, что мы в самой колыбели
Европейской цивилизации найдем причины и зародыши тех
Свойств, которые я приписал ей, что мы в самый момент ее
Возникновения, именно в момент падения западной Римской
Империи, найдем в состоянии мира, во всех явлениях, содейст-
Вовавших образованию европейской цивилизации, исходную
Точку того бурного, но плодотворного разнообразия, которым