Vi столетия вестготский король Тулузы, Аларих, предпринял

Собрание римских законов и обнародовал для своих римских

Подданных кодекс под именем Breviarium Aniani.

Восстановить цивилизацию в Испании пыталась другая

Сила — сила церкви. Вместо древних германских собраний, со-

Браний мужей, воинов, преобладающим собранием в Испа-

Нии является толедский собор, и в нем, несмотря на присут-

Ствие многих светских лиц, первое место занимают епископы.

Откройте закон вестготов — вы увидите, что это не варвар-

Ский закон. Он, очевидно, составлен тогдашними философа-

Ми — лицами духовного сословия. Он исполнен общих идей,

Теорий — и теорий, совершенно чуждых нравам варваров. Так,

Например, вы знаете, что варварское законодательство было

Законодательством личным, т. е. известный закон имел силу

Только для людей одного и того же племени. Римляне управ-

Лялись римским, франки — франкским законами. У каждого

Народа был свой закон, хотя бы они были подчинены одно-

Му правительству и жили на одной и той же территории. Вот

Что называется системою личного законодательства, в проти-

Воположность системе реального законодательства, в осно-

Ве которого лежит территория. Между тем закон вестготов

80

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Не отличается характером личным: он основан на территории.

Все жители Испании, римляне или вестготы, подчинены од-

Ному и тому же закону. Продолжайте изучение этого закона —

Вы встретите еще более ясные признаки философской идеи.

У варваров человек имел определенную, зависевшую от поло-

Жения его цену; варвар и римлянин, свободный человек и за-

Висимый ценились различно, существовал тариф на жизнь ка-

Ждого из них. В законах вестготов принят принцип равной

Цены всех людей пред законом. Всмотритесь в систему судо-

Производства: вместо очистительной присяги или судебного

Поединка, вы найдете систему доказательств посредством сви-

Детелей, рациональное исследование дела, т. е. то, что имеет

Место в цивилизованном обществе. Одним словом, все вест-

Готское законодательство носит на себе ученый, систематиче-

Ский, социальный характер. В нем чувствуется работа того же

Самого духовенства, которое преобладало на толедских собо-

Рах и имело такое могущественное влияние на туземное пра-

Вительство. Итак, в Испании до вторжения арабов попытка

Восстановить цивилизацию исходила от теократии.

Во Франции та же попытка была результатом иной силы,

Она была делом великих людей, в особенности Карла Великого.

Рассмотрите его правление с разных сторон, вы увидите, что

Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-

Мем сначала его войны; он постоянно в походах: на юге, на се-

Веро-востоке, на Эбро, на Эльбе, на Везере. Вы думаете, что

Эти походы предприняты были им произвольно, в силу одной

Только жажды завоеваний? Нисколько. Я не говорю, что Карл

Великий отдавал себе полный, строгий отчет в своих действи-

Ях, чтобы в планах его было много дипломатии и стратегии, но

Он повиновался крайней необходимости, желанию подавить

Варварство. Все его царствование было занято противодейст-

Вием двойственному вторжению: мусульман с юга, германцев

И славян с севера. Таков воинственный характер царствова-

Ния Карла; походы его против саксов не имеют иной причины,

81

UKMzOS TLKTVS

Иной цели. Переходя от войн к внутреннему управлению Карла

Великого, вы различите и там попытку ввести порядок, един-

Ство в управлении всеми странами, ему принадлежащими.

Я не хочу употребить выражения королевство или государ-

Ство, выражения эти слишком правильны, они возбуждают

Идею, далеко не соответствующую обществу, во главе которо-

Го стоял Карл. Несомненно только то, что, будучи властите-

Лем громадной территории, он возмущался при виде царив-

Шего в ней беспорядка, анархии и старался изменить это ужас-

Ное состояние. Средствами к тому служили прежде всего его

Missi dominici, которые он рассылал во все части территории

С тем, чтобы они наблюдали за течением дел, исправляли за-

Меченные недостатки и доносили ему о них; затем общие со-

Брания, которые он созывал с гораздо большею настойчиво-

Стью, чем его предшественники; собирал он почти всех зна-

Менитых мужей своей территории. Это не были настоящие

Свободные собрания, они не представляли ничего похожего

На собрания народных представителей в современном значе-

Нии этого слова. Карл Великий видел в них только средство

Знакомиться с текущими делами, вносить некоторую правиль-

Ность в хаос, царивший среди народонаселения.

С какой бы точки зрения вы ни рассматривали царство-

Вание Карла Великого, вы постоянно встретите в нем одну

И ту же отличительную черту: борьбу с варварством, стрем-

Ление к цивилизации. Это видно из забот его об учреждении

Школ, из расположения его к ученым, из покровительства,

Которое он оказывал влиянию церкви и вообще всему, что,

По его мнению, могло действовать или на все общество, или

На единичного человека.

Подобная попытка была сделана несколько позже в Англии

Королем Альфредом.

Таким образом от v до ix столетия в различных пунктах

Европы принимались различные, исчисленные мною выше

Меры для того, чтобы выйти из состояния варварства.

82

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Но все это было безуспешно. Карл не мог основать свою об-

Ширную монархию и ту систему управления, которой он желал

Дать преобладание. В Испании церкви не удалось установить

Теократическое начало. В Италии и Южной Галлии римская

Цивилизация хотя несколько раз и пыталась подняться, но это

Удалось ей лишь гораздо позже, в конце X столетия. До того вре-

Мени все попытки положить конец варварству оставались без

Успеха: предпринимавшие эти попытки предполагали людей

Более развитыми, нежели это было на самом деле, и стреми-

Лись к установлению, под различными формами, общества бо-

Лее обширного и правильного, нежели то было возможно при

Тогдашнем распределении сил и состояний умов. Однако по-

Пытки эти все-таки не прошли бесследно: в начале x столетия

Не существовало более ни великой монархии Карла Великого,

Ни славных теледских соборов, но варварство тем не менее бли-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: