Этом происходит заметное возвращение к принципу варвар-
Ской королевской власти; опять проявляется избирательное
Начало, Пипина Короткого избирают в Суассоне. Первые
Карловинги, наделяя своих сыновей королевствами, забо-
Тятся о том, чтобы важнейшие лица назначаемых государств
Признали новых королей; производя раздел, они не упускают
Из виду утверждение его народными собраниями. Словом, из-
Бирательное начало, в форме народного согласия, снова по-
Лучает некоторое значение. Припомним, что воцарение дина-
Стии Карловингов было до некоторой степени новым нашест-
Вием германцев на запад Европы и принесло с собою как бы
Призрак их древних учреждений, древних нравов.
В то же время религиозное начало яснее прежнего входит
В состав королевской власти и начинает играть в ней более
Важную роль. Пипин признан и посвящен папою; она нужда-
Ется в религиозной санкции; папская власть уже могущест-
Венная сила, и потому он заискивает в ней. У Карла Велико-
218
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Го та же забота, религиозная королевская власть развивается
Все более и более. Однако не она является господствующею
Отличительною чертою царствования Карла Великого; он оче-
Видно стремится к восстановлению императорской монархи-
Ческой власти. Хотя он и вступает в союз с духовенством, но
Не служит орудием его, а скорее употребляет его для своих це-
Лей. Идея обширного государства, сильной политической еди-
Ницы, восстановление Римской империи — вот любимая идея,
Любимая мечта Карла Великого.
Он умирает; ему наследует Людовик Благочестивый. Всем
Известно, каким характером облеклась на время королевская
Власть; король подпадает влиянию духовенства, которое судит
Его, низлагает, снова восстановляет, управляет им; по-видимо-
Му, религиозная королевская власть готовится окончательно
Снизойти на степень власти подчиненной. Итак, между сре-
Диною viii и срединою ix века, проявляются три различных
Рода королевской власти.
По смерти Людовика Благочестивого, при том разъедине-
Нии, в которое впадает Европа, все три рода королевской вла-
Сти исчезают почти совершенно; все смешивается в одну не-
Стройную массу. Чрез несколько времени, когда феодальное
Устройство получает преобладание, является четвертый род
Королевской власти, отличный от всех, до этих пор рассмот-
Ренных нами, — это феодальная королевская власть. Она весь-
Ма сложна и с трудом поддается определению. Говорили, что
Король в феодальной системе был сюзереном из сюзеренов,
Сеньором из сеньоров, что он находился в прочной иерархи-
Ческой связи с целым обществом и что, собирая вокруг себя
Своих вассалов, потом вассалов своих вассалов и т. д., он соби-
Рал весь народ и являлся королем в полном смысле этого сло-
Ва. Правда, такова теория феодальной королевской власти; но
Это чистая, отвлеченная теория, никогда не имевшая прило-
Жения на практике. Это общее влияние короля чрез посред-
Ство иерархической организации, эта связь, соединявшая ко-
219
UKMzOS RKWSTYS
Ролевскую власть с целым феодальным обществом, — все это
Не что иное, как мечты историков. На самом деле большинст-
Во феодальных владельцев были в эту эпоху совершенно не-
Зависимы от королевской власти; многие из них едва знали ее
По имени и имели с нею весьма мало сношений, а иногда и во-
Все не имели их. Все власти были местные, независимые. Имя
Короля, носимое одним из феодальных владык, представляло
Собою скорее воспоминание, нежели факт.
Вот состояние королевской власти в x и xi веках. В xii веке,
В царствование Людовика Толстого, положение дел начинает
Изменяться: чаще слышится имя короля, влияние его прони-
Кает в такие места, которые были для него прежде недоступны,
Роль его в обществе становится более деятельною. Если мы
Спросим себя, на основании какого права совершалось такое
Преобразование, то не узнаем ни одного из прав, во имя ко-
Торых до тех пор действовала королевская власть. Теперь она
Расширяется и укрепляется уже не как наследствие римских
Императоров, не во имя императорской монархии и не в силу
Избирательного права, а также не в силу права Божественно-
Го. Всякие признаки избирательного права исчезли: принцип
Наследственности престола восторжествовал окончательно,
И хотя религия и освящает еще воцарение королей, но ни-
Кто, по-видимому, не обращает больше внимания на религи-
Озный характер королевской власти. Новый элемент, небыва-
Лый прежде, появляется в королевской власти; она вступает
В новый период своего существования.
Общество, как уже сказано, находилось в то время в со-
Стоянии анархическом; оно было жертвою беспрестанных
Насилий. Оно само не обладало никакими средствами к вы-
Ходу из этого печального состояния, оно не могло восстано-
Вить в своей среде никакой правильности, никакого единства.
Феодальные учреждения, парламенты баронов, сеньоральные
Суды, все формы, под которыми в новейшее время выставляли
Феодализм как систематическую и правильную организацию, —
220
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Все _______это в действительности было лишено силы и не могло слу-
Жить к водворению порядка и справедливости. Среди обще-
Ственных бедствий не знали к кому прибегнуть, чтобы пре-
Кратить вопиющую несправедливость, загладить великое зло,
словом, чтобы устроить государство. Оставалось имя короля;
Его носил феодальный владелец, — к нему и обратились в этой
Крайности. Различные права, которыми до того времени обла-
Дала королевская власть, не имели большого значения, но па-
Мять о них сохранялась во многих умах; в некоторых случаях
Они, впрочем, давали себя чувствовать. К королю начали при-
Бегать, когда нужно было остановить возмутительное насилие,
Водворить некоторый порядок в местах, соседних с королев-
Скою резиденциею, прекратить какой-либо продолжительный
Спор. На разрешение короля стали поступать дела, не имевшие
Прямого отношения к его собственным интересам; он начал
Действовать как покровитель общественного порядка, как по-
Средник, как гонитель неправды. Властью этою, увеличивав-