Видели, что ни один из них не имел успеха. Я попытался ми-
Моходом объяснить причины такой неудачи, собственно гово-
Ря, все эти причины сводятся к одной: общество не было еще
Достаточно развито для того, чтобы достигнуть единства; все
Было еще слишком местно, разрозненно, узко, разнообразно
Как в жизни, так и в убеждениях людей. Не было ни общих ин-
Тересов, ни общих мнений, которые могли бы одержать верх
Над частными интересами и мнениями. Самые возвышенные
И смелые умы не имели никакого понятия об администрации
И суде в настоящем, общественном значении их. Очевидно,
UKMzOS RKWSTYS
Что прежде всего деятельная, сильная цивилизация должна
Была смешать, сравнять, соединить все эти бессвязные эле-
Менты; интересы, законы, нравы, идеи должны были под-
Вергнуться действию могущественной централизации; одним
Словом, должна была образоваться общественная власть, об-
Щественное мнение. Мы вступаем в эпоху, когда, наконец, со-
|
|
Вершилось это великое дело. Первые признаки его, состояние
Умов и нравов в течение xv века, стремление их к образова-
Нию центрального правительства и общественного мнения —
Таков будет предмет следующей лекции.__ ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ
Особый характер xv века. — Постепенная централизация народов и прави-
Тельств. — 1) Франция. — Возникновение национального французского духа. —
Образ правления Людовика xi. — 2) Испания. — 3) Германия. — 4) Англия. —
Италия. — Начало внешних сношений между государствами. — Движение
Религиозных идей. — Попытки аристократической реформы. — Констанц-
Ский и Базельский соборы. — Попытки популярной реформы. — Ян Гус. — Воз-
Рождение литературы. — Благоговение пред древностью. — Классическая
Школа, или школа свободных мыслителей. — Общая деятельность. — Путеше-
Ствия, открытия, изобретения.
Мы достигли порога новой истории в тесном смысле слова,
До порога того общества, которое, с своими учреждениями,
Мнениями, нравами, сорок лет тому назад существовало еще
Во Франции, поныне существует в остальной Европе и, не-
Смотря на переворот, совершенный нашею революциею, все
Еще оказывает на нас могущественное влияние. Я уже имел
Случай объяснить, что начало новейшего общества относится,
Собственно говоря, к xvi веку. До вступления в эту новую сфе-
Ру, возобновим в нашей памяти весь пройденный нами путь.
Мы различили среди развалин Римской империи все суще-
|
|
Ственные элементы нашей Европы; мы видели, как они от-
Делились друг от друга, развивались каждый сам по себе, не-
Зависимо от прочих. В продолжение первой исторической
Эпохи, мы заметили постоянное стремление этих элементов
К раздельности, замкнутости в самих себе, к местному, узкому
Существованию. Но едва только эта цель, по-видимому, была
Достигнута, едва только феодализм, городские общины, духо-
246
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Венство, приняли каждый свою обособленную форму, заняли
Свое отдельное место, они немедленно направили свои уси-
Лия к тому, чтобы сблизиться, соединиться, сложиться в одно
Общество, образовать из себя нацию, правительство. С этою
Целью европейские государства обращались ко всем разно-
Родным системам, одновременно существовавшим в Евро-
Пе; принцип общественного единства, политическую и нрав-
Ственную связь они искали и в теократии, и в аристократии,
И в демократии, и в королевской власти. Но ни одна из этих
Попыток пока еще не имела успеха; ни одной системе, ни одно-
Му влиянию не удалось завладеть обществом, вдохнуть в него
Общественную деятельность и жизнь. Причину такой неудачи
Мы нашли в отсутствии общих интересов и общих идей; мы
Признали, что все было слишком индивидуально и местно; что
Без продолжительного и могучего действия централизующей
Силы, общество не могло расшириться и укрепиться, сделать-
Ся в одно и то же время обширным и благоустроенным — цель,
К которой оно по необходимости стремится. Вот в каком по-
Ложении мы оставили Европу в конце xiv века. Конечно, она
Понимала свое положение далеко не так ясно, как мы пони-
Маем его в настоящее время. Она не сознавала с полною от-
Четливостью, чего ей недоставало, к чему она должна стре-
Миться. Однако она действовала так, как будто хорошо знала
Цель своих действий. В конце xiv века, после неудачного окон-
Чания всех важнейших попыток организации, Европа естест-
Венно и как бы инстинктивно вступила на путь централиза-
Ции. Отличительным характером xv века является постоян-
Ное стремление к такому результату, старание создать общие
Интересы, общие идеи, уничтожить дух замкнутости, местно-
Сти, установить единство в материальной и умственной дея-
Тельности людей, возвысить ее на один общий уровень, обра-
Зовать наконец то, чего до тех пор не существовало в больших
Размерах, — образовать правительства и народы. Появление
Этого факта относится к xvi и xvii столетиям, но приготов-
247
UKMzOS IROQQYRzYTYS
Ление его — к xv веку. Предметом изучения нашего будет те-
Перь именно это приготовление, это тайное, скрытое стрем-
Ление к централизации как в общественных отношениях, так
И в идеях, — стремление, появившееся без предварительного
Размышления, без определенной цели, под влиянием естест-
Венного хода событий.
Таким образом человек содействует исполнению плана,
Не им созданного, даже неизвестного ему; он разумный и сво-
Бодный исполнитель чужого дела, значение которого он узна-
Ет и поймет уже гораздо позже, когда оно проявилось в дей-
Ствительности, во внешнем мире; да и тогда он понимает его
Далеко не полно и несовершенно. Тем не менее это дело со-
Вершается человеком, развитием его ума, его свободы. Пред-
Ставьте себе обширную машину, общая мысль которой дос-
Тупна одному уму, а отдельные части вверены различным ра-
Ботникам, разбросанным, чуждым друг другу; никто из них
|
|
Не знаком со всем ее объемом, с окончательным, общим ре-
Зультатом, к которому должны привести все отдельные уси-
Лия; но, несмотря на это, каждый работник исполняет возло-
Женное на него дело с сознанием и свободою, действует об-
Думанно и добровольно. Вот каким образом осуществляются
В мире руками человеческими виды Провидения; вот почему