Произведенные в Европе до конца xiv и начала xv века. Вы

Видели, что ни один из них не имел успеха. Я попытался ми-

Моходом объяснить причины такой неудачи, собственно гово-

Ря, все эти причины сводятся к одной: общество не было еще

Достаточно развито для того, чтобы достигнуть единства; все

Было еще слишком местно, разрозненно, узко, разнообразно

Как в жизни, так и в убеждениях людей. Не было ни общих ин-

Тересов, ни общих мнений, которые могли бы одержать верх

Над частными интересами и мнениями. Самые возвышенные

И смелые умы не имели никакого понятия об администрации

И суде в настоящем, общественном значении их. Очевидно,

UKMzOS RKWSTYS

Что прежде всего деятельная, сильная цивилизация должна

Была смешать, сравнять, соединить все эти бессвязные эле-

Менты; интересы, законы, нравы, идеи должны были под-

Вергнуться действию могущественной централизации; одним

Словом, должна была образоваться общественная власть, об-

Щественное мнение. Мы вступаем в эпоху, когда, наконец, со-

Вершилось это великое дело. Первые признаки его, состояние

Умов и нравов в течение xv века, стремление их к образова-

Нию центрального правительства и общественного мнения —

Таков будет предмет следующей лекции.__ ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ

Особый характер xv века. — Постепенная централизация народов и прави-

Тельств. — 1) Франция. — Возникновение национального французского духа. —

Образ правления Людовика xi. — 2) Испания. — 3) Германия. — 4) Англия. —

Италия. — Начало внешних сношений между государствами. — Движение

Религиозных идей. — Попытки аристократической реформы. — Констанц-

Ский и Базельский соборы. — Попытки популярной реформы. — Ян Гус. — Воз-

Рождение литературы. — Благоговение пред древностью. — Классическая

Школа, или школа свободных мыслителей. — Общая деятельность. — Путеше-

Ствия, открытия, изобретения.

Мы достигли порога новой истории в тесном смысле слова,

До порога того общества, которое, с своими учреждениями,

Мнениями, нравами, сорок лет тому назад существовало еще

Во Франции, поныне существует в остальной Европе и, не-

Смотря на переворот, совершенный нашею революциею, все

Еще оказывает на нас могущественное влияние. Я уже имел

Случай объяснить, что начало новейшего общества относится,

Собственно говоря, к xvi веку. До вступления в эту новую сфе-

Ру, возобновим в нашей памяти весь пройденный нами путь.

Мы различили среди развалин Римской империи все суще-

Ственные элементы нашей Европы; мы видели, как они от-

Делились друг от друга, развивались каждый сам по себе, не-

Зависимо от прочих. В продолжение первой исторической

Эпохи, мы заметили постоянное стремление этих элементов

К раздельности, замкнутости в самих себе, к местному, узкому

Существованию. Но едва только эта цель, по-видимому, была

Достигнута, едва только феодализм, городские общины, духо-

246

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Венство, приняли каждый свою обособленную форму, заняли

Свое отдельное место, они немедленно направили свои уси-

Лия к тому, чтобы сблизиться, соединиться, сложиться в одно

Общество, образовать из себя нацию, правительство. С этою

Целью европейские государства обращались ко всем разно-

Родным системам, одновременно существовавшим в Евро-

Пе; принцип общественного единства, политическую и нрав-

Ственную связь они искали и в теократии, и в аристократии,

И в демократии, и в королевской власти. Но ни одна из этих

Попыток пока еще не имела успеха; ни одной системе, ни одно-

Му влиянию не удалось завладеть обществом, вдохнуть в него

Общественную деятельность и жизнь. Причину такой неудачи

Мы нашли в отсутствии общих интересов и общих идей; мы

Признали, что все было слишком индивидуально и местно; что

Без продолжительного и могучего действия централизующей

Силы, общество не могло расшириться и укрепиться, сделать-

Ся в одно и то же время обширным и благоустроенным — цель,

К которой оно по необходимости стремится. Вот в каком по-

Ложении мы оставили Европу в конце xiv века. Конечно, она

Понимала свое положение далеко не так ясно, как мы пони-

Маем его в настоящее время. Она не сознавала с полною от-

Четливостью, чего ей недоставало, к чему она должна стре-

Миться. Однако она действовала так, как будто хорошо знала

Цель своих действий. В конце xiv века, после неудачного окон-

Чания всех важнейших попыток организации, Европа естест-

Венно и как бы инстинктивно вступила на путь централиза-

Ции. Отличительным характером xv века является постоян-

Ное стремление к такому результату, старание создать общие

Интересы, общие идеи, уничтожить дух замкнутости, местно-

Сти, установить единство в материальной и умственной дея-

Тельности людей, возвысить ее на один общий уровень, обра-

Зовать наконец то, чего до тех пор не существовало в больших

Размерах, — образовать правительства и народы. Появление

Этого факта относится к xvi и xvii столетиям, но приготов-

247

UKMzOS IROQQYRzYTYS

Ление его — к xv веку. Предметом изучения нашего будет те-

Перь именно это приготовление, это тайное, скрытое стрем-

Ление к централизации как в общественных отношениях, так

И в идеях, — стремление, появившееся без предварительного

Размышления, без определенной цели, под влиянием естест-

Венного хода событий.

Таким образом человек содействует исполнению плана,

Не им созданного, даже неизвестного ему; он разумный и сво-

Бодный исполнитель чужого дела, значение которого он узна-

Ет и поймет уже гораздо позже, когда оно проявилось в дей-

Ствительности, во внешнем мире; да и тогда он понимает его

Далеко не полно и несовершенно. Тем не менее это дело со-

Вершается человеком, развитием его ума, его свободы. Пред-

Ставьте себе обширную машину, общая мысль которой дос-

Тупна одному уму, а отдельные части вверены различным ра-

Ботникам, разбросанным, чуждым друг другу; никто из них

Не знаком со всем ее объемом, с окончательным, общим ре-

Зультатом, к которому должны привести все отдельные уси-

Лия; но, несмотря на это, каждый работник исполняет возло-

Женное на него дело с сознанием и свободою, действует об-

Думанно и добровольно. Вот каким образом осуществляются

В мире руками человеческими виды Провидения; вот почему


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: