Классификация стойких нарушений слуха
Стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения — как самостоятельного, так и в результате лечения.
Необходимо иметь в виду, что стойкость поражения не означает стабильности слуховой функции. Колебания слуховой функции при стойких ее нарушениях могут являться следствием изменений в состоянии звукопроводящего аппарата (например, евстахиевой трубы и среднего уха), а иногда могут отражать функциональные изменения в состоянии центральной нервной системы.
Причины
Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными.
Причины врожденных стойкие нарушений слуха:
· наследственный (генетического) фактор;
· инфекционные заболевания у матери во время беременности;
· радиационное облучение, некоторые химические вещества;
· алкоголь, употребляемый матерью во время беременности;
· лекарственных веществ — антибиотики группы аминогликозидов, а также производные хинина;
· травмы плода, особенно в первые месяцы беременности.
Причины приобретенными стойкие нарушений слуха:
Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), а легкая и средняя степень нарушения слуха может возникать при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха).
· последствия острого воспаления среднего уха;
· заболевания носа и носоглотки и связанное с этими заболеваниями нарушение проходимости евстахиевой трубы;
· поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва;
· острые инфекционные заболевания.
· травма, в частности родовая.
Основной целью классификации нарушений слуха в детском возрасте является содействие правильной организации воспитания и обучения детей с недостатками слуха, т. е., рациональному построению сети дошкольных и школьных учреждений для таких детей, правильному отбору детей в эти учреждения и правильной организации педагогического процесса.
Основным критерием для отнесения ребенка к той или иной степени слуховой недостаточности должна являться возможность восприятия речи с помощью слуха. При классификации детей необходимо учитывать не только степень слуховой функции, но и состояние речи. Различают два основных вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухоту.
Категории детей с нарушением слуха | |||
Категория детей | Степень нарушения слуха, дБ | Диапазон воспринимаемых частот, Гц | Характеристика |
Глухие (неслышащие) | > 82 – 85 | 125 – 2000 и выше | Дети, слух которых не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса, а развитие речи осуществляется только в процессе специального педагогического воздействия. |
Слабослышащие | < 82 – 85 | 125 – 8000 | Дети с ограниченными возможностями восприятия речи на слух, способные самостоятельно овладевать минимальным словарным запасом. |
1. Глухие дети
При глухоте восприятие речи на слух невозможно, даже в специально создаваемых условиях. В зависимости от состояния речи различают две группы глухих детей: глухие дети без речи (глухонемые) и глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие).
1) Глухие дети без речи (глухонемые)
Под глухонемотой понимается такое поражение, при котором имеется, во-первых, врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и, во-вторых, обусловленная ею невозможность овладеть речью без специальных приемов обучения или потеря речи, уже развившейся в той или иной степени к моменту наступления глухоты.
2) Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие)
К группе позднооглохших относятся дети, потерявшие слух в более позднем возрасте (школьном или дошкольном) и сохранившие в той или иной мере речь, приобретенную ими до возникновения глухоты.
Степень сохранности речи у позднооглохших детей находится в зависимости от ряда факторов: от условий роста и развития ребенка, от наличия или отсутствия работы по развитию его речи и от качества этой работы, от наличия или отсутствия у ребенка остатков слуха и от умения использовать эти остатки и т. д.
Состояние слуховой функции у глухих детей
Лишь у небольшого числа детей может отсутствовать слух полностью (тотальная глухота). Большинство глухих детей различают громкий голос, а некоторые дети воспринимают голос разговорной громкости у ушной раковины или на небольшом расстоянии от уха (до 10 см.) У глухих детей остатки слуха не одинаковы. В зависимости от воспринимаемых частот глухие дети делятся на 4 группы.
Классификация глухих детей по слуху | ||
группа | восприятие | что дети могут различать |
I группа | дети, воспринимающие лишь самые низкие частоты (125 - 250 гц) | различают громкий голос у у/р |
II группа | дети, воспринимающие низкие частоты (до 500гц) | различают звуки: А, О, У |
III группа | дети, воспринимающие низкие и средние частоты (до 1000 гц) | различают: А, О, У и некоторые слова |
IV группа | дети, воспринимающие широкий диапазон частот (до 2000 гц и выше) | это самая благоприятная группа детей, различают слоги, слова, фразы |
2. Слабослышащие дети
Понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи. Однако восприятие речи при помощи слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т д.), все-таки возможно. В соответствии с этим к группе слабослышащих (тугоухих) относятся дети с таким понижением слуха, которое препятствует самостоятельному и полноценному овладению речью, но при котором все же имеется возможность приобретать с помощью слуха хотя бы очень ограниченный речевой запас.
1) Кондуктивная тугоухость
Вызывается препятствием на пути проведения и усиления звука. Препятствие возникает на уровне наружного уха (пороки развития, серные пробки, опухоли, наружный отит) или среднего уха (травматическое повреждение барабанной перепонки и слуховых косточек, средний отит, адгезивный отит, тубоотит, отосклероз). Такой тип тугоухости обратимый. Встречается в 7% случаев.
2) Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость
Форма снижения слуха (вплоть до утраты), при которой поражаются какие-либо из участков звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, начиная от нейроэпителиальных структур внутреннего уха и заканчивая корковым представительством в височной доле коры головного мозга, возникшая в процессе внутриутробного развития плода или в перинатальном периоде. Встречается в 91% случаев.
3) Смешанная тугоухость
Это сочетание нейросенсорной и кондуктивной тугоухости, т.е. нарушены звукопроводящая и звуковоспринимающая функции слухового анализатора. Возникает при проблемах внутреннего, наружного или среднего уха. Встречается в 2% случаев.
Состояние слуховой функции у слабослышащих детей
Тугоухость может быть выражена в различной степени – от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.
Степени нарушения слуха | |||
степень снижения | значения порогов слуха на стандартных частотах (в дб) | на каком расстоянии человек воспринимает разговорную речь | на каком расстоянии человек воспринимает шепот |
здоровый человек | 0-25 | более 10 м | 6 м |
1 | 26-40 | от 6 до 3 м | от 2 м – до ушной раковины |
2 | 41-55 | от 3 м и менее | рядом с ухом |
3 | 56-70 | громко рядом с ушной раковиной | восприятие невозможно |
4 | 71-90 | только громкий крик рядом с ушной раковиной | восприятие невозможно |
глухота | более 90 | восприятие невозможно | восприятие невозможно |
Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей
В подавляющем большинстве случаев глухота и тугоухость являются стойкими последствиями перенесенных заболеваний или врожденных дефектов слухового органа. При таких законченных патологических процессах, особенно в тех случаях, когда в результате этих процессов происходит гибель нервных элементов слухового органа, лечебные мероприятия оказываются малоэффективными. Педагогические мероприятия и звукоусиливающие приборы также лишь отчасти компенсируют дефект слуха. Поэтому в борьбе с глухотой и тугоухостью наиболее продуктивными оказываются меры, направленные на предупреждение и устранение причин, вызывающих появление глухоты или тугоухости.